Самооценка врачами уровня своих знаний

Аннотация

Цель – оценка уровня квалификации врачей на основании их социологического опроса.

Материал и методы. Исследование проводилось на базе крупной городской поликлиники. Было опрошено 105 врачей разных специальностей. Средний возраст респондентов составил 44,7±1,9 года; средний стаж работы – 16,4±1,8 года. Была разработана специальная анкета, включавшая 35 вопросов. Самооценка различных умений и навыков (включая специальные клинические знания, вопросы профилактики, санитарно-эпидемиологического режима, психологии, организации и экономики здравоохранения, правового регулирования медицинской деятельности) проводилась по пятибалльной системе. При статистической обработке материалов использовалась операционная система Windows 10 с офисным пакетом Microsoft Оffice 2016, в который включены следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel.

Результаты. Установлено, что средний балл самооценки по различным оценивавшимся аспектам колебался от 3,1 до 4,4. Хуже всего врачи знали вопросы организации здравоохранения, нормативно-правового регулирования и экономики здравоохранения. Среди врачей разных специальностей максимальные оценки имели место среди врачей скорой помощи, минимальные – среди терапевтов (врачей общей практики).

 Выводы. Выявленный дефицит подготовленности врачей по разным аспектам их профессиональной деятельности (особенно в вопросах организации здравоохранения) является фактором, который может препятствовать реализации одного из основных принципов внедрения системы тотального управления качеством – принципа вовлеченности персонала. Это требует не только пересмотра образовательных программ на уровне медицинских вузов, но и внесения соответствующих корректив в программы последипломной подготовки врачей, а также в задания (тесты, станции), которые должны выполняться врачами разных специальностей в процессе их аккредитации.

Конфликт интересов: не заявлен.

Список литературы

1. Попович В.И., Шикина И.Б., Тургиев А.Г. и др. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2011;17(1):15–22.

2. Указ Президента РФ от 7.06.2019 «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г.». http://kremlin.ru/acts/news/60708

3. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Современные методические подходы к анализу недостатков качества медицинской помощи и подготовки медицинских кадров. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014;13(5):650–654.

4. Сабанов В.И., Дьяченко Т.С., Кураков ДА. Обеспеченность регионального здравоохранения медицинскими кадрами и оценка их квалификационного уровня. Волгоградский научно-медицинский журнал.2015;3(47):9–13.

5. Столяр В.П. Прикладные аспекты управления медицинскими кадрами и персоналом в крупном лечебном учреждении. Тренды и управление. 2015;2:147–153.

6. Беляев С.А. О системе мероприятий по обеспечению медицинскими кадрами. Региональный вестник.2017;3(8):10–11.

7. Ismail L. Getting personal: reaching out to adult learners though a course management system. Reference Librarian. 2011;52(3):244–262.

Для цитирования

Петрова Н.Г., Горинштейн В.В. Самооценка врачами уровня своих знаний. Наука и инновации в медицине. 2019;4(3): 41-45. doi: 10.35693/2500-1388-2019-4-3-41-45

Заявка

Отправьте онлайн-заявку на публикацию

Оформить