Логика обстоятельств против логики намерений: смертельное «пари» Гуань Юя с Чжугэ Ляном

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обсуждается удивительный казус смертельного (пускай лишь для одной из сторон) «пари» между двумя центральными персонажами классического романа «Троецарствие» (Гуань Юем и Чжугэ Ляном). Причиной спора послужило оскорбительное для Гуань Юя заявление знаменитого стратега и искусного дипломата Чжугэ Ляна. Тот вдруг поставил под вопрос верность доблестного героя своему воинскому долгу (в критический миг предстоящего захвата в плен их общего на тот момент противника в лице Цао Цао). Ставкой Гуань Юя в этом пари стала его собственная голова, и он ее проиграл: предсказание Чжугэ Ляна сбылось. Главный тезис предлагаемой статьи состоит в том, что данное предвидение нельзя сводить лишь к блестящей догадке мудреца ясновидца. По мнению автора статьи, здесь мы имеем дело с впечатляющим примером прогностической дедукции (последняя неоднократно освещалась им в предыдущих публикациях).Волею судеб «муж чести/справедливости» 義士 попал в мучительную ситуацию двойной лояльности: с одной стороны, бремя обязательств, вытекающих из «клятвы в персиковом саду», навеки связавшей его братскими узами с названным братом Лю Бэем, а с другой — щедрые милости, которыми его в свое время осыпал Цао Цао, тем самым поставив в положение должника. Приоритет непреложных законов арифметики, фундирующих «справедливость» в ее базовом количественном смысле равенства двух величин (например, баланса между даром и ответным даром), над нормативностью словесных обязательств был совершенно очевиден стратагемно мыслящему Чжугэ Ляну. Соответственно, ясное видение всего расклада игры в дарение/отдаривание между Гуань Юем и Цао Цао позволило ему с арифметической достоверностью вычислить победу «логики обстоятельств» (непогашенная задолженность перед Цао Цао) над «логикой намерений» (верность требованиям, вытекающим из клятвы побратимства).

Об авторах

Андрей Андреевич Крушинский

Институт Китая и современной Азии РАН

Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32

Список литературы

  1. Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1975–1983. Т. 1. 550 с.
  2. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: Повесть. М.: Мартин, 2022. 143 с.
  3. Крушинский А.А. Рассуждение по образцу и политическое предвидение в китайской интеллектуальной традиции // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 4. С. 157–168.
  4. Крушинский А.А. Логика китайского стратагемного мышления // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 1. С. 153–168.
  5. Крушинский А.А. Магический квадрат Лошу: регистр истины // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 2–1. doi: 10.17212/2075–0862–2023–15.2.1–223–244.
  6. Ло Гуань-чжун. Троецарствие. Пер. с кит. и комм. В. А. Панасюка под ред. В.С. Колоколова. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1954. Т. 1–2. 1584 с.
  7. Маклюэн М.Г. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2023. 464 с.
  8. Юнгер Э. Лейтенант Штурм // Юнгер Э. Рискующее сердце. М.: Изд-во «Владимир Даль», 2010. 331 с.
  9. 李道平: 周易集解纂疏 (Ли Даопин. «Чжоу И» со сводом толкований на собрание разъяснений к «Чжоу И») // 国学集要. 第一集. 台北:文海出版社, 1967年.
  10. 罗贯中: 三国演義 (Ло Гуаньчжун. Троецарствие). 南昌: 江西美术出版社, 2007年. 第1–2卷.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024