Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза
- Авторы: Мирошина Т.А.1
-
Учреждения:
- Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 166-180
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52406
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.11
- ID: 52406
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Показано, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Теоретический анализ литературы позволил нам определить деятельность куратора по формированию гражданской позиции студентов как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс по организации социально-значимой деятельности студентов и развитию самоуправления, необходимых для самореализации личности в обществе. В ходе экспериментальной работы была разработана и реализована педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза, которая включает: цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, методы, формы, средства, критерии и показатели сформированности гражданской позиции. Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнообразных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам развивать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправлении, проявлять гражданскую позицию. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированности гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами выступили отдельные студенты группы, преподаватели, кураторы. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что целенаправленная деятельность кураторов способствует активизации внеаудиторной деятельности студентов, развитию студенческого самоуправления группы как реальной формы студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
Полный текст
Введение Современному обществу требуются специалисты, выпускники вузов с ак- тивной гражданской позицией. Однако существуют сложности организации общественно значимой жизни и деятельности студентов вузов - того, что является основой формирования гражданской позиции, гражданского поведения. Про- блеме формирования гражданской позиции студентов посвящены многие рабо- ты, а такие авторы, как Г.А. Волгунова, Н.О. Николаева, Д.А. Крымова, Е.Л. Райхлина, Г.А. Федотова, С.З. Мирветалиева, представили результаты ана- лиза понятия «гражданская позиция» [1, 2, 3, 4]. Мы определяем гражданскую позицию как «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отноше- ний человека к обществу и государству, людям и социально-политическим яв- лениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализу- ются в социально значимой деятельности» [5, 33]. В нашем исследовании мы рассматриваем внеаудиторную деятельность, которая представляет собой «специально организованную и целенаправлен- ную деятельность, включающую разнообразные формы и виды работы обра- зовательного и воспитательного характера, в которые студенты включаются после аудиторных занятий» [5, 123]. Эта работа осуществляется в вузе кура- торами, общественными организациями, студенческим самоуправлением. Наша задача заключалась в разработке и реализации педагогической мо- дели деятельности куратора по формированию гражданской позиции студен- тов вуза, включающей цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, формы, ме- тоды, средства, критерии и показатели сформированности гражданской пози- ции; координации деятельности кураторов по организации самоуправления в студенческих группах. В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студен- тов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студен- ческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социаль- ных инициатив. Однако не все студенты умеют пользоваться своими правами. Особенно это характерно для первокурсников. Их участие в самоуправлении не может быть полностью самостоятельным, этому их надо целенаправленно и после- довательно учить. Для решения данной задачи нами была спланирована дея- тельность с кураторами, которая включала целенаправленную работу по ока- занию помощи студентам группы в формировании коллектива и организации самоуправления. Цель деятельности кураторов по формированию гражданской позиции студентов заключалась в том, чтобы организовать воспитательную работу среди студентов на основе самоуправления в коллективе; помочь им в при- обретении глубоких и прочных знаний, необходимых специалисту с выс- шим образованием; создать педагогические условия для максимального рас- крытия индивидуальности каждого студента академической группы, его самореализации и самоутверждения; способствовать адаптации студентов к ву- зовским условиям, формированию их положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к обучению в вузе, развитию личностных качеств. Обзор литературы В последние годы появилось много публикаций, которые посвящены функциональным обязанностям кураторов, направлениям и формам их рабо- ты [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Ряд авторов делятся опытом организации кураторской деятельности в вузе [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. Е.Я. Бельская и О.Н. Игна [19] рассматривают роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании, а Е.А. Богачева [20] излагает подходы к проблеме профессионального имиджа современного куратора студенческой группы. Таким образом, нет работ, которые освещают деятельность курато- ров по формированию гражданской позиции студентов вуза. Изучение современной вузовской практики воспитания студентов позво- ляет говорить о недостаточной воспитательной работе вузов по формирова- нию гражданской позиции студентов, что во многом связано с отсутствием разработанной системы организации гражданского воспитания студентов. Материалы и методы Мы избрали методику, состоящую из взаимодополняющих компонентов: опросов и бесед со студентами; опросов и бесед с кураторами студенческих групп; опросов и бесед с преподавателями вуза. В опросе приняли участие 400 студентов, 70 преподавателей, 20 кураторов Кузбасской ГСХА. Для изу- чения их мнений нами была разработана анкета на основе анализа и синтеза психолого-педагогической литературы и публикаций периодической печати, изучения педагогического опыта. Результаты исследования Педагогическая модель деятельности куратора по формированию граж- данской позиции студентов вуза в графическом виде представлена в табл. 1. В современных условиях особо остро стоит проблема создания в каждом вузе, в каждой студенческой группе сплоченного самоуправляемого коллек- тива, организации системы его деятельности. Успехи вузовского самоуправ- ления во многом определяются уровнем развития самоуправленческой дея- тельности в учебных группах, где она проявляется наиболее ярко: это органи- зация быта и досуга студентов, их участие в руководстве учебно-научными и общественными процессами, распределение стипендий и многое другое. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза Таблица 1 Компоненты Кураторы Студенты Цели: - социальные Способствовать адаптации студентов к вузовским условиям Адаптироваться к вузовской среде - образовательные Помочь студентам в приобретении зна- ний, необходимых специалисту с выс- шим образованием, познакомить с пра- вами и обязанностями, деятельностью вуза Получить знания, узнать свои права и обязанности, специ- фику учебной деятельности в вузе - воспитательные Организовать воспитание студентов на основе самоуправления в коллективе, создать педагогические условия для максимального раскрытия индивидуаль- ности каждого студента академической группы, способствовать формированию положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельно- сти, ответственного отношения к обуче- нию в вузе, их активной гражданской позиции, личностных качеств Сформировать активную гражданскую позицию, от- ветственное отношение к обучению в вузе, работе по избранной профессии Задачи: Адаптировать студентов к вузовскому обучению. Способствовать усвоению ими профессиональных знаний и умений в процессе обучения в вузе и других знаний, необходимых для гражданской жизни. Способствовать формированию гражданственности студентов как инте- гративного качества личности. Способ- ствовать развитию студенческого само- управления и потребности студентов в самореализации Адаптироваться к вузовским условиям. Получить полити- ческие, исторические, эконо- мические, юридические, эко- логические, психологические и другие знания, необходи- мые для гражданской жизни. Формировать гражданские убеждения, активную граж- данскую позицию. Самореа- лизовываться Содержание деятельности по этапам - адаптационный Создать условия для адаптации студен- тов к вузовским условиям, условиям областного центра (для иногородних студентов), к общению и совместной деятельности. Ознакомить студентов с нормами, правилами поведения, их правами и обязанностями, историей ву- за, его деятельностью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Помочь в организации са- мостоятельной работы студентов. Ока- зать помощи в создании коллектива, выборе актива группы. Оказать помощь студентам в планировании групповой деятельности. Адаптироваться к вузовской среде, условиям большого города, общению и коллек- тивной деятельности. Позна- комиться с нормами, прави- лами поведения, правами и обязанностями студента, ис- торией вуза, его деятельно- стью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Осознать нормы, правила, требования, сформировать отношение к ним, выработать устойчивую привычку поведения, которая становится нормой. Продолжение табл.1 Компоненты Кураторы Студенты Содержание деятельности по этапам - адаптационный Вовлечь студентов в работу научно- исследовательских кружков, спортивных секций, общественных организаций, ху- дожественную самодеятельность и т. д. исходя из его интересов. Содействовать решению социально-бытовых проблем студентов Овладеть фундаментальными знаниями по предметам. Ор- ганизовать режим дня и самостоятельной работы. Установить межличностные отношения, достичь само- утверждения в коллективе. Определить круг своих инте- ресов - организационный Создать условия для самореализации студентов. Оказать помощь студентам в организации самоуправления, проведе- нии общественной работы. Развить кол- лектив группы, стимулировать актив- ность каждого члена группы. Вовлечь студентов в создание норм и правил сту- денческой жизни, жизни группы. По- мочь студентам в организации встреч, круглых столов с психологом, работни- ками культуры и искусств, медицински- ми работниками, представителями про- фессии и т. д. Помочь студентам в под- готовке и проведении праздников, кон- ференций, олимпиад, соревнований. Включить студентов в добровольческую деятельность, реальную социальную практику своего района, города, региона Проводить самоанализ, за- ниматься самовоспитанием, самообразованием, самореа- лизацией. Овладеть обще- профессиональными знания- ми, умениями, навыками. Участвовать в жизни вуза, органах студенческого само- управления, городских и об- ластных мероприятиях, ак- циях, волонтерской и добровольческой деятель- ности. Инициировать, орга- низовывать и проводить групповые дела, праздники, соревнования. Участвовать в акциях, проектах, оформ- лении музея вуза - деятельностный Оказывать помощь студентам группы в налаживании взаимодействия с обще- ственностью Разрабатывать и реализовы- вать социально значимые проекты. Активно участво- вать в жизни вуза, города Методы: - диагностики Организация изучения уровня сформи- рованности гражданственности студен- тов посредством анкетирования, тести- рования, наблюдения, опроса Самонаблюдение, самооценка - формирования качеств личности Беседы, объяснения, убеждение словом и положительным примером Самооценка, самоописание, самонаблюдение - организации деятельности Упражнение, педагогическое требова- ние, поручение, приучение, соревнова- ние, поощрение, наказание, работа с до- кументами (законами, уставом, приказа- ми и т. д.), с различной информацией Упражнения, самоприучение, выполнение педагогических требований, участие в конференциях, семинарах, праздниках и т. д., работа с документами (уставом, приказами, инструкциями и т. д.), с информацией, полу- чаемой из газет, радио, теле- видения и др. Окончание табл.1 Компоненты Кураторы Студенты Методы: - контроляи самоконтроля Наблюдение, опрос, анализ практической деятельности, тестирование с целью выяв- ления уровня успешности формирования гражданственности студентов Самооценка, самоконтроль, самопознание Формы: - индивидуальные Беседы, консультации Самостоятельная работа, дея- тельность в общественных организациях, клубах по ин- тересам и т. д. - микрогрупповые Инструктажи, проекты Заседания актива и органов самоуправления, проекты - групповые Собрания, кружки, субботники, семина- ры, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олим- пиады, акции Собрания, кружки, субботни- ки, семинары, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олимпиады, акции - массовые Праздники, соревнования, вечера Праздники, соревнования, вечера Средства: Изучение передового педагогического опыта, технические средства, средства медиаобразования, произведения изоб- разительного и музыкального искусства, памятники природы и культуры, народ- нохозяйственные комплексы, памятники боевой и трудовой славы, спортивная база Учебная и трудовая деятель- ность, общественная работа, технические средства, сред- ства медиаобразования, па- мятники природы и культу- ры, музеи, народнохозяй- ственные комплексы, памят- ники боевой и трудовой сла- вы, спортивная база Критерии: Деятельностный Умение комментировать, анализировать и интерпретировать обществен- но-политические события; стремление осуществлять социальную дея- тельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; инициативность в организации различных обществен- ных дел; стремление к участию в деятельности самоуправления, полити- ческих событиях, гражданских акциях Эмоциональный Положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявле- ние нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовле- творенность от участия в социально значимой деятельности; положи- тельное отношение к будущей профессиональной деятельности Волевой Проявление волевых усилий при выборе гражданского поведения в соот- ветствии с нравственными нормами; способность подчинять личные ин- тересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения, существу- ющих в обществе; стремление к самовоспитанию; способность мобили- зовать собственные силы; требовательность к себе и другим Становление студенческого самоуправления в группе потребовало от ку- раторов решения следующих задач: - ознакомить студентов со структурой самоуправления в вузе, основными направлениями работы и опытом вузовского самоуправления; помочь сформировать органы студенческого самоуправления в группе, обозначить их основные функции, другими словами, создать актив; помочь в планировании и организации групповых дел, а также анализе итогов их проведения, при этом не подменять студенческое самоуправление, а пробуждать инициативу самих студентов; добиться участия каждого студента в общественной работе посредством включения в различные виды деятельности с учетом его интересов и предпо- чтений; помочь в установлении и укреплении связей студенческого самоуправ- ления группы с общевузовскими органами самоуправления и управленчески- ми структурами вуза; создать систему стимулирования деятельности студентов, участвующих в самоуправлении, способствовать созданию атмосферы благожелательности. Основными направлениями деятельности куратора по созданию студенческого самоуправления в группе были: привлечение активных студентов к решению повседневных вопросов быта, досуговой занятости, оздоровления и др.; расширение влияния актива путем приобщения студентов к самостоя- тельной деятельности по интересам; создание системы обучения актива самоуправления и его постоянное расширение; занятость студентов в организации и проведении отдельных конкрет- ных дел: участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, спор- тивных соревнованиях, конкурсах художественной самодеятельности; организация силами студенческого коллектива охраны правопорядка в корпусах, на территории вуза, в общежитиях и т. д.; развитие интереса студентов к самостоятельной коллективной деятель- ности на благо группы, факультета, вуза; формирование общественного мнения студентов по проблеме дальней- шего развития студенческого самоуправления, определение новых видов са- мостоятельной деятельности, проявления социальной активности; развитие активности студентов, создание возможностей для самореали- зации каждого студента; привлечение студентов к трудовой деятельности на благо вуза, города; установление и расширение связей органов студенческого самоуправ- ления с другими группами, вузами города; опора на общественное мнение студентов в решении различных про- блем жизнедеятельности студенческого коллектива; руководство студенческой группой, координация и контроль деятельно- сти первичного студенческого коллектива по всем направлениям работы в соответствии с принятым планом. В начале экспериментальной работы деятельность была направлена на оказание помощи студентам группы по созданию авторитетного и работоспо- собного актива. С этой целью кураторами проводились в студенческой груп- пе ознакомительно-разъяснительные мероприятия и организовывались сами процедуры выборов в актив. Кураторы готовили встречи групп с заместителями декана по учебной и воспитательной работе, где студентам рассказывали о структуре управления в вузе, знакомили с должностными ин- струкциями старосты, профорга и с требованиями, предъявляемыми к ним. С целью создания студенческого актива кураторами был разработан алго- ритм выбора актива группы. Студентам предлагалось действовать следую- щим образом: выявить активистов, готовых к выполнению должностных обязанностей старосты группы, профорга, культорга, физорга, редактора, умеющих вы- страивать взаимоотношения с окружающими и имеющих предшествующий опыт ведения общественной работы; выявить способности студентов к выполнению того или иного вида об- щественной работы; учитывать индивидуальные особенности, такие как энергичность, ре- шительность, инициативность в организаторской деятельности. Студенты, выбранные в актив (староста группы, профорг, организаторы коллективных творческих дел - культорг, физорг, редактор) от каждой груп- пы, входили в студенческие советы факультетов. Студенты, проживающие в общежитии, участвовали в создании органов самоуправления общежития. Для повышения творческой активности и инициативы студентов, разви- тия их личностных качеств кураторы предлагали проводить выборы в группе в следующие сектора: сектор организации досуга - разработка различных мероприятий как культурно-массового, так и социально-бытового порядка; художественно-технический сектор - художественное оформление про- ектов группы, музыкальное сопровождение групповых мероприятий; сектор взаимопомощи - решение проблем социально-бытовой жизни студентов группы. Для наиболее быстрого реагирования в этот сектор вошли студенты, проживающие в общежитии. Выборы в данные сектора позволили активизировать деятельность сту- дентов. При этом успешное развитие самоуправления в группе во многом определялось содержанием и характером педагогической помощи студенче- скому коллективу со стороны кураторов. Они обучали студентов умению осуществлять коллективное руководство и координировать совместные дей- ствия, в частности совместно планировать и организовывать групповые дела, выбирать действенные формы отчетности и контроля, анализировать итоги проведения общегрупповых дел и отдельных мероприятий. В процессе взаимодействия с кураторами студенты учились правильно выбирать время и от- ветственных за проведение мероприятий, сообща искать пути к устранению недостатков в работе, объединять товарищей для совместного дела, коорди- нировать действия и устанавливать деловые контакты между организаторами и исполнителями, т. е. обучались основам организаторского мастерства. Ку- раторы находились в постоянном общении с группой, активом, проводили индивидуальные беседы, давали советы, совместно анализировали жизнь группы, делали практические замечания, предостерегали от возможных оши- бок, одобряли ценные предложения студентов, проводили массовые инструк- тажи, передавали личный организаторский опыт и прочее. Также проводи- лась индивидуальная работа с членами актива. Кураторы в ходе экспериментальной работы придавали первостепенное значение развитию навыков самоуправления студентов с первых дней их пребывания в вузе. В период «недели первокурсника» происходило коллек- тивное планирование работы на предстоящий учебный год, когда кураторы акцентировали внимание на определении основного объема работы, помогали студентам увязать ведущие направления деятельности коллектива с ком- плексным перспективным планом внеучебной воспитательной работы вуза, планами работы студенческой и профсоюзной организаций. При этом перво- курсники самостоятельно определяли сферы интересов и образ будущей жиз- ни во внеаудиторное время в совместном обсуждении. Наше исследование позволило говорить о студентах с различным уров- нем сформированности гражданской позиции. Студентов вуза с низким уров- нем сформированности гражданской позиции характеризовало редкое уча- стие в общественной жизни вуза, города, региона, страны; отсутствие готов- ности и способности к саморегуляции гражданского поведения (группа В: на начало эксперимента входило 56 % студентов, на конец 36 %). Средний уро- вень сформированности гражданской позиции студентов вуза проявлялся в частичной удовлетворенности от участия в социально значимой деятельно- сти; ситуативном выполнении требований коллектива; периодической само- регуляции гражданского поведения (группа Б: на начало эксперимента 29 % студентов, на конец 46 %, состав группы увеличился на 15 %.). Для студентов с высоким уровнем сформированности гражданской позиции было характер- но проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, стра- ны; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; осуществ- ление самовоспитания (группа А: входило 15 %, после проведенного экспе- римента в данную группу вошло 18 %). Инертность гражданской позиции студентов на начало эксперимента, на наш взгляд, объяснялась их недостаточным опытом участия в организации общественной жизнедеятельности и недостаточным развитием организационных форм общественных объединений, что значительно ограничивало воз- можность привлечения студенчества к проблемам города, области, региона, страны. Это позволяет говорить о том, что студенты не получали опыта гражданского поведения и гражданско-правового общения. Судить о сформированности гражданской позиции студентов позволяет их участие в различных видах и формах социально значимой деятельности, а также отношение студентов к реалиям вузовской и общественной жизни. В табл. 2 представлены результаты опроса студентов вуза об их участии в об- щественно значимой жизни вуза, города. Из обобщенных данных видно, что в процессе эксперимента произошли количественные изменения. Таблица 2 Результаты опроса студентов об их участии в общественно значимой жизни вуза, города по годам (n = 400), % № п/п Вид деятельности Период 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 1 Органы студенческого самоуправления (студклуб, студсовет) 10 14 17 18 2 Студенческое научное общество 2 2 3 4 3 Студенческие отряды 3 7 16 21 4 Политклуб - 2 3 3 5 Спортивные секции 7 9 12 13 6 Волонтерское движение (шефская работа с ветеранами труда и войн, детьми-сиротами, участие в акциях милосердия) 1 3 5 7 7 Кружки и клубы по интересам 7 13 15 15 ВСЕГО 30 50 71 81 8 Секции, кружки и клубы по интересам вне вуза 3 5 8 8 ИТОГО 33 55 79 89 Значительно увеличился состав студентов - членов студенческих отрядов (с 3 до 21 %) и представителей студенческого самоуправления (с 10 до 18 %). Общий количественный прирост студентов, участвующих в общественно- значимой жизни вуза, города, составил 56 %. Результаты эксперимента показали, что институт кураторов провел зна- чительную работу по созданию организационных и педагогических условий для трудовой деятельности студентов, организации досуга, спортивных и творческих мероприятий, вовлечения студентов в различные виды социально значимой деятельности, в результате которых произошли качественные из- менения в их взглядах. Обеспечение профессионального роста студентов на каждом этапе предполагало расширение их возможностей, формирование са- мостоятельности, инициативности, ответственности, что организационно выражалось в их постепенном дистанцировании от кураторов, имеющих своей целью переход от внешнего педагогического контроля к внутреннему само- контролю студентов. Обсуждение и заключение Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнооб- разных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам разви- вать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправле- нии, проявлять гражданскую позицию. Экспериментальная работа доказала, что деятельность кураторов способ- ствует развитию студенческого самоуправления группы и формированию граж- данской позиции студентов посредством включения их в деятельность различ- ных вузовских подструктур: студенческого совета, студенческого клуба, аспи- рантско-студенческого научного общества, студенческой службы безопасности, пресс-центра и привлечения к организации и проведению групповых, факуль- тетских, вузовских, городских, региональных мероприятий. Результативность деятельности куратора по формированию граждан- ственности студентов вуза будет зависеть от следующих факторов: организация деятельности куратора по развитию студенческого само- управления в группе; организации взаимодействия с преподавателями и другими субъектами процесса формирования гражданственности студентов вуза; использование результатов исследования в деятельности кураторов по формированию гражданственности студентов вуза.×
Об авторах
Татьяна Александровна Мирошина
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия
Email: intermir42@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарно-правовые дисциплины» Российская Федерация, 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
Список литературы
- Крымова Д.А. Влияние гражданской позиции на мотивацию к деятельности // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 50-56.
- Волгунова Г.А., Николаева Н.О. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 610-613.
- Райхлина Е.Л. Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 6. - С. 173-177.
- Федотова Г.А., Мирветалиева С.З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 58-60.
- Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мирошина Татьяна Александровна. - Кемерово, 2009. - 255 с.
- Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // БГЖ. - 2015. - № 2 (11). - С. 33-36.
- Бородина Е.С. Качество исполнения функций куратора в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 89-95.
- Буянова Г.В. Обязанности куратора академической группы в нормативных документах вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
- Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 70-72.
- Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Вестник БелЮИ МВД России. - 2015. - № 2. - С. 14-18.
- Матвеева И.А. Роль куратора студенческой группы в обеспечении качества организации образовательного процесса в вузе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 5 (9). - С. 22-24.
- Эзрох Ю.С. Кураторство в высшей школе: что делать? // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 94-115.
- Любин А.В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4 (255). - С. 176-183.
- Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). - С. 239-242.
- Свердев Р.Г. Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии // Наука и школа. - 2017. - № 4. - С. 130-134.
- Середа А.В., Титова Г.Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Ped.Rev. - 2016. - № 2 (12). - С. 84-91.
- Тимошенко А.И., Тазетдинова Е.Н. Роль куратора в формировании гражданской идентичности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 122-125.
- Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/
- Бельская Е.Я., Игна О.Н. Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 12 (189). - С. 13-16.
- Богачева Е.А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.- 2018. - № 3. - С. 339-343.
Дополнительные файлы
