POLITICAL DISCOURSE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN PROFESSIONAL TRAINING

Abstract


The article argues the relevance of such aca-demic subject as Political Discourse within the framework of philological disciplines of the main educational programs for some bachelor’s degrees. The object of study was Political Dis-course as an area of research in political linguis-tics. The subject of study was the communica-tive components of political discourse, which, if mastered, can contribute to the formation of necessary competencies for the confident navi-gation of the communicative environment. Analysis, synthesis, and historical approach were the main theoretical research methods that helped study different approaches to the study of political discourse and its functions. To de-velop the methodological part (the academic program of the proposed discipline), we used structural analysis, which makes it possible to study the structure of elements constituting po-litical discourse; discourse analysis, which al-lows focusing on both the individual character-istics of the addressant and the contextual analysis; comparative analysis, which com-pares various examples of political discourse, identifies their similarities and differences; modeling, to develop the training program of the Political Discourse discipline. The result of the study was training program ‘Fundamentals of Political Discourse,’ recommended for the Journalism major in institutions of higher edu-cation.

Full Text

Современное развитие лингвистических направлений дает основание сделать вывод о том, что политическая лингвистика сегодня является обособленной наукой, имеющей соб-ственный предмет исследования, понятийный аппарат, научные школы и т. д. За последние десятилетия появилось достаточное количество научных зарубежных и отечественных ра-бот, посвященных проблемам политического дискурса, таких авторов как Т.А. ван Дейк, К.В. Дойч, А.Н. Баранов, А.Е. Кибрик, Н.В. Свинаренко, А.А. Чекменев, А.П. Чудинов и др. Одним из признаков также является включение соответствующей дисциплины в учебные планы образовательных программ, которые нацелены на подготовку специалистов в области лингвистики, политологии, журналистики, социологии. Подобные дисциплины встречаются, например, в таких вузах, как Уральский федеральный университет, Уральский государствен-ный педагогический университет, Сургутский государственный университет, Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет и др. [14, с. 260]. Политическая лингвистика может преподаваться как самостоятельная дисциплина или как часть стилистики, медиалинг-вистики, социолингвистики и других дисциплин (модулей). Политический дискурс как часть политической лингвистики прикладного характера в плане реализации в учебном процессе незаслуженно уходит на второй план, хотя включает в себя неотъемлемое для любого специалиста в области филологии понимание текста в кон-тексте. Лишь некоторые вузы включают в образовательные программы дисциплины по поли-тическому дискурсу. Чаще всего они встречаются в учебных планах уровня магистратуры. 1. Казанский (Приволжский) федеральный университет реализует магистерскую про-грамму «Журналистика» и предлагает для изучения дисциплину «Основы политического дискурса» [7]. Цели освоения дисциплины - сформировать у студентов представление о феномене политического дискурса; ознакомить с методологией анализа политического дискурса Дисциплина относится к профессиональному циклу в ООП и является логическим про-должением курса «Политология» в рамках бакалавриата по журналистике. Для того чтобы изучать дисциплину, студентам необходимо обладать базовыми знаниями в области полито-логии, теории журналистики, обществознания, теории литературы, русского и татарского языков. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать способность и готовность: использовать знания, полученные в процессе изучения политологических, гума-нитарных и социально-экономических дисциплин, в своей профессиональной деятельности в области общественно-политической журналистики; владеть филологическими, социокуль-турными, социально-психологическими, политическими и философскими аспектами анализа политического дискурса; ориентироваться в современной общественно-политической ситуа-ции и информационной среде, быстро находить необходимые источники информации; полу-чать нужные сведения, используя различные методы, работать с интернет-ресурсами, мате-риалами информационных агентств, мобильной связью и другими средствами связи и ком-муникации; подготовить и написать текст на общественно-политическую тематику в разных жанрах, в том числе аналитических; использовать современные достижения в области поли-тологических наук, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое политическое мировоззрение. Содержание дисциплины включает в себя темы, раскрывающие феномен политического дискурса; коммуникационную составляющую политического дискурса; социокультурные ас-пекты политического дискурса; методы анализа политического дискурса. 2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» предла-гает магистрам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» курс по вы-бору «Дискурсивный анализ» [6], в результате освоения которого студент должен: ориенти-роваться в проблематике как на основе содержания курса лекций, так и за счет рекомендо-ванной литературы; знать теоретические основы; владеть практическими навыками. Изучение данной дисциплины основывается на следующих базовых дисциплинах: «Теория и методология современной коммуникативистики», «Интегрированные коммуника-ции». Содержание дисциплины включает в себя три раздела. Раздел 1: Действительность-текст-дискурс: соотношение понятий. В рамках данного раздела рассматривается дискурс как объект лингвистики и изучается дискурсивный анализ в лингвистике. Раздел 2: Дискурсивный анализ. Теоретические основы. Данный раздел посвящен изу-чению дискурсивного анализа как научного направления и дискурсивной таксономии. Раздел 3: Дискурсивный анализ. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Последний раздел нацелен на изучение современных методов интерпретации различных видов текста как продукта речевой деятельности. Как видим, предлагаемый курс не акцентирует внимание на особенности политического дискурса, однако выявляет принципиальное отличие дискурс-анализа от других видов рабо-ты с текстом. 3. В Алтайском государственном университете реализуется направление подготовки «Политология» (уровень магистратуры). Одной из дисциплин образовательной программы является «Современный политический дискурс» [8]. Цель освоения дисциплины - формирование навыков применения методологии полити-ческой науки, в том числе политической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: критерии характеристики языковой личности политика, уровня его речевой куль-туры; основные направления исследования политической коммуникации и политического дискурса; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах политического дискурса; уметь: применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного политического дискурса для решения научных и практических задач в политической сфере; владеть (иметь навыки и (или) опыт деятельности): методами анализа политического дискурса; навыками применения методологии политической науки и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов; приемами активного общения в науч-ной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Структура и содержание дисциплины. Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика: - языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность; - законы и принципы общения; - невербальная коммуникация. Раздел 2. Политическая коммуникация: онтология и гносеология: - способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе; - аксиологический и социокультурный аспекты политического дискурса; - язык социального статуса в политической коммуникации. Раздел 3. Анализ современного политического дискурса: аспекты, методы, результаты. Анализируемая программа, на наш взгляд, является наиболее полной и отражает ос-новные важные характеристики политического дискурса, а также включает в себя практиче-ский блок, который отражает методологию анализа политического дискурса. Встречаются подобные дисциплины и в программах подготовки кадров высшей квали-фикации (уровень аспирантуры). Санкт-Петербургский государственный университет реали-зует основную образовательную программу «Политические институты, процессы и техноло-гии в традиционных индустриальных и информационных обществах» и предлагает для изу-чения дисциплину «Критический дискурс-анализ в сфере политики» (РПУД «Критический дискурс анализ»). Основными целями курса являются: представление дискурсологии как новой дисципли-ны гуманитарного знания, показ методов изучения политического дискурса, классификация современных теорий дискурса, анализ природы российского официального политического дискурса, сравнительный анализ западноевропейского и российского путей развития полити-ческого дискурса, расширение границ гуманитарного знания аспирантов. Специальная дисциплина «Критический дискурс-анализ в сфере политики» конкретизи-рует знания и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Политический анализ и про-гнозирование» и «Политическая культура». В результате освоения дисциплины аспирант должен: знать теорию дискурса, подходы к политическому и официальному дискурсу; уметь сопоставлять различные источники и самостоятельно искать материалы для эм-пирической базы; владеть методикой и методологией дискурс-анализа. Содержание дисциплины включает в себя изучение следующих тем: - теоретические модели коммуникации; - понятия дискурса, политического дискурса и официального политического дискурса; - системообразующие признаки и функции политического дискурса; - методы и направления исследования политического дискурса; - дискурс, политика, идеология; - сравнительный анализ методологий исследования дискурса в различных странах; - жанровая система современного политического дискурса; - современный политический дискурс в США, Европе и других странах; - состояние российского политического дискурса. Анализируемая программа углубленно изучает политический дискурс сквозь призму политологии в соответствии со спецификой программы подготовки. Подобные дисциплины, хоть и редко, но встречаются в программах бакалавриата. Так, Южный институт менеджмента в рамках образовательной программы направления подготов-ки бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» включает в учебный план в качестве дисциплины по выбору «Политический дискурс» [1]. Цель дисциплины - сформировать представления о политическом дискурсе как о зна-ковой системе, о динамике развития знаний в рамках различных научных школ и направле-ний, а также конкретных исследователей. Курс строится на основе требований современной науки о политической лингвистике с учетом научных достижений как языкознания, так и политологии и социальной психологии. Он раскрывает межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Основы языкознания», «Общая теория дискурса», «Семиотика» и «Лингвистический анализ текста». Основные темы программы: Тема 1. Базовые понятия политической коммуникативистики. Тема 2. Мифология политического дискурса. Тема 3. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики. Тема 4. Политическая лингвистика в США. Тема 5. Политическая лингвистика в Центральной и Западной Европе. Тема 6. Российская политическая лингвистика. Тема 7. Когнитивное направление в политической лингвистике. Таким образом, обзор учебных программ по теме политического дискурса показал, что лишь малая часть учебных заведений включают подобные дисциплины в структуру подго-товки бакалавров. На наш взгляд, такая дисциплина может оказаться интересной для освое-ния в качества курса по выбору направления подготовки «Журналистика», поскольку рас-крывает новые грани профессиональных компетенций в этой сфере деятельности. Разработка учебной программы дисциплины «Основы политического дискурса» Исходя из актуальности темы исследования и значения политического дискурса как способа коммуникации всех субъектов политики, а также неотъемлемой роли СМИ в этом процессе, нами предложен курс по выбору для направления подготовки 43.03.02 «Журнали-стика», реализуемый в Нижневартовском государственном университете. Цель курса - формирование представления о сущности политического дискурса, его специфике и функциях, а также освоение методики практического анализа политического дискурса на основании полученных теоретических знаний. Предлагается включить курс в блок дисциплин по выбору вариативной части образова-тельной программы бакалавриата [4] для изучения на 4 курсе, так как на выпускном курсе основной блок компетенций, необходимых для освоения предлагаемого курса, будет сфор-мирован в результате освоения таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Со-циология журналистики», «Психология журналистики», «Культурология», «Современный русский язык», «Стилистика и литературное редактирование», «Управление общественным мнением», «Управление избирательной кампанией», предлагаемых для изучения соответ-ствующим учебным планом [11]. Для освоения предложенной дисциплины студент должен: - знать основы русского языка и культуры речи, а также основные средства воздей-ствия языка; - уметь анализировать публицистический текст и понимать его социологическую, психологическую и культурологическую природу; - владеть навыками написания журналистского текста и инструментами стилистики и литературного редактирования. Дисциплина «Основы политического дискурса» будет иметь логическую и содержа-тельную взаимосвязь с дисциплинами, предлагаемыми для последующего освоения: «Муль-тимедийная журналистика», «Современные технологии построения текстов СМИ», «Деловые и поликультурные коммуникации». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высше-го образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриа-та)» [13] в результате освоения дисциплины предполагается освоение следующих компетен-ций: ОПК-6 - способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ; ОПК-17 - способность эффективно использовать лексические, грамматические, семан-тические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятель-ности; ПК-1 - способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа; ПК-3 - способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требо-ваниями, принятыми в СМИ разных типов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - взаимосвязь понятий текст - дискурс - политический дискурс (ОПК-6, ПК-1); - основы построения политического дискурса и инструменты речевого воздействия на аудиторию (ОПК-17, ПК-3); уметь: - анализировать политический текст в контексте политических и социальных явлений (ОПК-6, ПК-1); - использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в контексте политического дискурса, а также проводить их комплексный анализ (ОПК-17, ПК-3); владеть: - способностью анализировать основные политические тенденции, которые являются объектом освещения в СМИ и выбирать актуальные темы для публикаций (ОПК-6, ПК-1); - навыками практического анализа политического дискурса, в том числе и на предмет его соответствия нормам, стандартам, форматам, стилям и технологическим требованиям, принятым в СМИ разных типов (ОПК-17, ПК-3). Планируемый объем дисциплины - 3 зачетных единицы (108 часов), из них аудиторной работы - 30 часов, самостоятельной - 78 часов (27 часов отводится на подготовку к проме-жуточному контролю в виде экзамена). В рамках курса предлагается содержательное наполнение тем в соответствии с логикой понимания политического дискурса и особенностей предусмотренных образовательным стандартом компетенций. Раздел 1. Политический дискурс как предмет политической лингвистики. Тема 1. Введение. Сущность политической лингвистики. Политическая лингвистика как научная дисциплина. Предмет и объект политической лингвистики. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики. Поня-тийный аппарат и терминология политической лингвистики. Тема 2. Политическая коммуникация и ее основные свойства. Теории коммуникации. Модели коммуникации. Типовые свойства политической ком-муникации. Дискурсивные характеристики политической коммуникации. Тема 3. Политический дискурс: понятие, подходы, функции. Понятие и феноменология дискурса: концепции и подходы. Языковые и философские категории политического дискурса. Анализ теорий политического дискурса. Дискурсивное познание в информационно-коммуникативной и психолого-политической сферах. Функции политического дискурса. Раздел 2. Политический дискурс в массовой коммуникации. Тема 1. Виды и функции информации, информационные системы и дискурс. Теория информации. Виды и свойства информации. Управление информационным по-током. Политический дискурс как регулятор толерантного социального взаимодействия. Со-циальные практики электронного политического дискурса Тема 2. Жанры политического дискурса. Разнообразие подходов к классификации жанров политического дискурса. Публицисти-ческие жанры политического дискурса. Газетные жанры. Телевизионные жанры. Ораторские жанры. Коммуникативные жанры. Рекламные жанры. Тема 3. Место феномена воздействия в политическом дискурсе. Предвыборный дис-курс как особая сфера коммуникации. Языковые средства воздействия на аудиторию. Мета-фора как способ воздействия. Семантические приемы манипулятивного воздействия. Раздел 3. Анализ современного политического дискурса. Тема 1. Структурный анализ политического дискурса. Различные подходы к пониманию структуры политического дискурса. Классификация политического дискурса. Виды политического дискурса по тематике. Виды политического дискурса по жанровой принадлежности. Виды политического дискурса по временному при-знаку. Виды политического дискурса по национально-культурному параметру. Тема 2. Анализ языковых средств выразительности в политическом дискурсе. Выражение логичности и структурированности текста. Приемы абстрагирования или указания на конкретное действующие лицо. Использование прямого или обратного порядка слов. Приемы когезии (связанности) речи. Использование прямой и косвенной ретроспекции. Отражение речевой, мыслительной, аналитической деятельности говорящего. Установление контакта в речи. Структура предложений в политическом дискурсе. Тема 3. Коммуникативный анализ политического дискурса. Дискурсивные характеристики политического дискурса: авторство текста, адресность текста, стратегия и тактика политической коммуникации. Типовые свойства дискурса: риту-альность и информативность, институциональность и личностный характер, эгоцентричность и общедоступность, редукционизм и полнота информации в политическом тексте, стандарт-ность и экспрессивность, диалогичность и монологичность, явная и скрытая оценочность, агрессивность и толерантность. Предложенные для изучения темы послужат формированию комплексного представле-ния о политическом дискурсе и его связи с будущей профессиональной деятельностью жур-налиста, а также практических навыков дискурс-анализа политического текста. Для формирования соответствующих компетенций и освоения содержания дисциплины предлагается использовать как традиционные, так и современные образовательные техноло-гии. Аудиторные занятия проводятся с применением информационно-коммуникационных технологий (демонстрация презентаций по темам на лекционных и семинарских занятиях, видеозаписей с целью анализа телевизионных жанров политического дискурса). Используют-ся также такие технологии, как тематическая дискуссия, деловая игра, кейс-технологии (ана-лиз конкретных ситуаций). Самостоятельная работа студентов по дисциплине может представлять собой анализ дополнительных источников литературы по теме, реферирование научных статей по про-блеме в области политического дискурса, дополнение конспекта лекций, поиск практических примеров политического дискурса и их анализ по изучаемым критериям, а также подготовку к промежуточному контролю в форме экзамена. Оценка результатов освоения курса «Основы политического дискурса» С целью комплексной объективной оценки качества учебной работы обучающихся и результатов освоения дисциплин в Нижневартовском государственном университете функ-ционирует балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся (БРС) [5]. Согласно БРС минимальное количество баллов, свидетельствующее об успешном освоении дисциплины, - 55, максимальное - 100. Исходя из этого предложен ряд оценочных средств с учетом предполагаемых форм аудиторной и самостоятельной работы студента. 1. Семинарские занятия предполагают доклад студента, который должен раскрывать тему вопроса семинарского занятия и быть подготовлен с использованием литературы, ре-комендованной преподавателем, материала из периодических публикаций или информации из Интернета, а также с использованием статистических данных. Доклад студента должен содержать его собственное аргументированное мнение и выводы по выбранной для доклада теме. Темы докладов предлагаются преподавателем. На семинарские занятия выносятся вопросы следующих тем: Семинар 1. Введение. Сущность политической лингвистики. 1. Политическая лингвистика как научная дисциплина. Предмет и объект политической лингвистики. 2. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики. 3. Понятийный аппарат и терминология политической лингвистики. Семинар 2. Политическая коммуникация и ее основные свойства. 1. Теории коммуникации. Модели коммуникации. 2. Типовые свойства политической коммуникации. 3. Дискурсивные характеристики политической коммуникации. Семинар 3. Политический дискурс: понятие, подходы, функции. 1. Понятие и феноменология дискурса: концепции и подходы. 2. Анализ теорий политического дискурса. 3. Функции политического дискурса. Семинар 4. Виды и функции информации, информационные системы и дискурс. 1. Теория информации. Виды и свойства информации. 2. Управление информационным потоком. 3. Политический дискурс как регулятор толерантного социального взаимодействия. Семинар 5. Жанры политического дискурса. 1. Разнообразие подходов к классификации жанров политического дискурса. 2. Публицистические жанры политического дискурса. 3. Примеры жанров политического дискурса. Семинар 6. Место феномена воздействия в политическом дискурсе. 1. Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации. 2. Языковые средства воздействия на аудиторию. 3. Семантические приемы манипулятивного воздействия. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам семинарского занятия, равно 5. Количество баллов за выступление может быть снижено в зависимости от качества излагаемого материала, актуальности используемых источников, степени участия в дискуссии, ответов на вопросы в ходе семинарского занятия. 2. Деловая игра организуется в форме одного из жанров политического дискурса - пар-ламентских дебатов. Технология парламентских дебатов предполагает отстаивание позиции «за» и позиции «против» в зависимости от определяемой роли относительно какого-либо суждения. Игра предполагает групповую работу по подготовке выступления и последующую групповую ра-боту по оценке эффективности речи. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам деловой игры, равно 5. 3. Анализ конкретных ситуаций (примеров политического дискурса). Анализ политического текста состоит из трех аспектов. Студентам предлагается прове-сти самостоятельный анализ трех разных текстов по трем направлениям, а также один ком-плексный анализ по всем трем составляющим. Результаты озвучивается перед группой на практическом занятии, ведется обсуждение. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам практического анализа, равно 25 (по 5 баллов за анализ дискурса по одному из направлений и 10 баллов за комплексный анализ). 4. Экзамен по дисциплине предполагает развернутый устный ответ на два вопроса из перечня, составленного преподавателем по темам дисциплины, и выполнение практического анализа конкретного примера политического дискурса. Максимальное количество баллов (30) студент получает, если ответ грамотен, содер-жит полную и достоверную информацию по двум вопросам. Количество баллов зависит от качества и степени развернутости ответа, а также от ответа на заданные преподавателем во-просы. Экзамен считается сданным, если студент набрал на экзамене не менее 15 баллов. Таким образом, что политический дискурс как учебная дисциплина может стать важной составляющей в подготовке бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» и фор-мировании ряда общепрофессиональных (ОПК-6, ОПК-17) и профессиональных (ПК-1, ПК-3) компетенций. Раздел 3 дисциплины предполагает освоение практических навыков анализа политического дискурса. Эти знания и навыки могут быть транспонированы на широкий круг дискурсивных текстов, что повышает актуальность и значимость предлагаемого курса.

About the authors

L. V. Korosteleva

Nizhnevartovsk State University


Ph.D.

References

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины «Политический дискурс» // Официальный сайт ЧАУ ВО «Южный институт менеджмента». https://clck.ru/QikXr (дата обращения: 01.10.2019).
  2. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. яз. под ред. В. И. Герасимова. М., 1989.
  3. Матыцина М. С. Исследование политического дискурса в российской и европейской лингвистике: актуальные направления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. № 3(16). С. 181-187. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.3.18
  4. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриата)», направленность (профиль) «Деловая журна-листика» от 27.03.2018 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный универси-тет». https://clck.ru/QiauS (дата обращения: 01.10.2019).
  5. Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений обучающихся от 04.07.2016 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». https://clck.ru/QibCp (дата обращения: 01.10.2019).
  6. Программа дисциплины «Дискурсивный анализ» по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки магистра // Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики». https://clck.ru/QibpY (дата обращения: 01.10.2019).
  7. Программа дисциплины «Основы политического дискурса» по направлению подготовки 031300.68 «Журналистика» (магистр) // Официальный сайт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) феде-ральный университет». https://clck.ru/QicB6 (дата обращения: 01.10.2019).
  8. Рабочая программа дисциплины «Современный политический дискурс» по направлению подго-товки 41.04.04 «Политология» (уровень магистратуры) от 25.06.2019 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». https://clck.ru/QicJH (дата обращения: 01.10.2019).
  9. Рабочая программа учебной дисциплины «Критический дискурс-анализ в сфере политики» // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». https://clck.ru/Qictb (дата обращения: 01.10.2019).
  10. Свинаренко Н. В. Особенности политического дискурса (на примере речи Барака Обамы после победы на выборах в 2012 году) // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1(115). С. 79-82.
  11. Учебный план по программе бакалавриата 42.03.02 «Журналистика», направленность (про-филь) «Деловая журналистика» от 27.03.2018 // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государ-ственный университет». https://clck.ru/QiicZ (дата обращения: 01.10.2019).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направле-нию подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриата)» от 07.08.2014 г. № 951. https://clck.ru/Qijfs (дата обращения: 01.10.2019).
  13. Чекменев Д. С. Функции общественно-политического дискурса // Университетские чтения - 2016: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ (г. Пятигорск, 14-15 января 2016 г.). Пятигорск, 2016. С. 212-216.
  14. Чудинов А. П., Цыганкова А. В. Политическая лингвистика как научное направление и учебная дисциплина в системе обучения русскому языку как родному, государственному и иностранному // Филоло-гия и культура. 2016. № 4(46). С. 288-292.
  15. Deutsch, K. W. The nerves of government; models of political communication and control. N.Y., 1963.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies