ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования этнопедагогической компетенции учителей общеобразовательных учреждений Севера в условиях повышения квалификации. Цель исследования - осуществить анализ этнопедагогической компетенции учителя как педагогического понятия, выделить ее компоненты, теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию этнопедагогической компетенции учителя в процессе повышения квалификации. В соответствии с целью использовались такие методы исследования, как теоретический анализ, эмпирические методы (опрос, анкетирование), мысленное моделирование педагогических условий. По итогам анкетирования учителей выявлена их потребность в обогащении знаний в области этнопедагогики, недостаточная выраженность компонентов этнопедагогической компетенции. Это дало основание для поиска и обоснования педагогических условий формирования этнопедагогической компетенции учителей общеобразовательных учреждений Севера в условиях повышения квалификации. Педагогические условия предусматривают выделение учебных модулей с содержательным наполнением дисциплинами, обеспечивающими мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную направленность, составляющие целостность этнопедагогической компетенции; включенность учителей в решение задач и ситуаций, содержание которых отражает регионально-этническую направленность; включенность учителей в проектно-исследовательскую деятельность. Реализация выделенных педагогических условий будет способстовать качественному совершенствованию процесса формирования этнопедагогической компетентности педагога.

Полный текст

Необходимость формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства обозначена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», где указано, что система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «культуры межэтнических отношений». Проблема формирования этнопедагогической компетенции исходит из необходимости учета этнических особенностей организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений Севера в силу того, что педагог, находясь в поликультурном социуме, выполняет функции, связанные с применением таких приемов, методов, технологий, которые необходимы для адресной поддержки, для выбора профессионально эффективного поведения в поликультурном образовательном пространстве, которые позволяют решать задачи обучения и воспитания учащихся в классах не одного национального колорита. Этнопедагогическая компетенция как дефиниция отражена в исследованиях, которые указывают, что в ее составе обязательна компетенция, выраженная в обладании глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре и осознании их различия (Крижко 2005: 113-115); данная компетенция рассматривается как совокупность свойств личности, имеющих поликультурную направленность, знание инструментария обучения и воспитания различных категорий учащихся; совокупность представлений, знаний о родной и неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре (Афанасьева 2007: 77-89); как комплекс компонентов (мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного), которые опосредованы ценностно-смысловыми установками в осуществлении этнопедагогической деятельности педагогов (Кайсарова 2008: 116); как сложное системно-личностное образование, включающее наряду с духовно-нравственными ценностями этнокультурные знания, индивидуально-этническое самосознание (Болбас 2009: 9-12); как совокупность знаний и умений, которые позволяют учителю организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом этнических особенностей обучающихся (Ибрагимова, Ганиева 2016: 128-134). Исследователи обращают внимание на содержание этнопедагогической компетенции с позиции того, что специалист должен быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, осуществляя профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде (Ишанов и др. 2017: 36) в аспекте национальных традиций, и усматривают в данном виде компетенции знание родного языка как явления национальной культуры (Горбунова, Рязанова 2017: 4). Вышеперечисленные определения объединяет выделение совокупности этнокультурных составляющих, знаний, позволяющих осуществлять выбор эффективных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в школе с национальным разнообразием учащихся. Нам близка позиция исследователей, определяющих этнопедагогическую компетенцию учителя как совокупность культурных педагогических ценностей, опыта организации познавательной деятельности с учетом этнопедагогических принципов, умений оперировать этнопедагогической информацией, что позволяет результативно решать проблемы, характерные для педагогической деятельности (Комелина, Крылов 2014). Необходимо охарактеризовать структурную логику этнопедагогической компетенции учителя как сложного многофакторного явления, в котором исследователи выделяют компоненты, отражающие ее как системное образование: профессиональный, этнопсихологический, собственно этнопедагогический (этнокультурная, этнодидактическая, этновоспитательная составляющие) (Харитонова 2013: 46-53) ценностный компонент, в котором выделены ценности этнопедагогических знаний для современного педагога, ценности-отношения (Легостаев, Царькова, Родиков 2014). В качестве структурных выделены мотивационно-потребностный компонент (установки учителя, мотивационная готовность к осуществлению этнопедагогической деятельности), когнитивный компонент (этнопедагогические знания, этнопедагогическое мышление), деятельностный компонент (умения, опыт преобразовательной этнопедагогической деятельности) (Кайсарова 2008: 116). Структурно в этнопедагогической компетенции исследователи выделяют собственно этнокомпонент, в котором просматривается сочетание таких элементов, как этническое содержание, особые механизмы включения этого содержания в педагогический процесс, этнопедагогическая направленность данного процесса (Шеметова 2018: 6). Выделенные исследователями компоненты этнопедагогической компетенции (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный) рассматриваются нами как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в процессе организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Процесс формирования этнопедагогической компетенции учителя, осуществляющего организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера, протекает успешно при педагогических условиях, направленных на развитие этнопедагогических знаний и умений, которые позволяют спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия коренных малочисленных народов Севера. Необходимым в контексте педагогических условий является выделение учебных модулей с содержательным наполнением их дисциплинами, обеспечивающими мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную направленность, составляющими целостность этнопедагогической компетенции. В процессе повышения квалификации учителей родного языка школ с этнокультурной составляющей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрено изучение трех учебных модулей: «Этнопедагогика», «Этнопедагогические основы воспитания учащихся в школе с экнокультурной составляющей», «Этнопедагогика народов Севера». Указанные модули содержательно отражают основы и методологические проблемы этнопедагогики и «национальной» школы, этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение, этнопедагогическую культуру, этнопедагогические особенности профессионально-педагогической деятельности учителя, регионально-этнические особенности организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Этнопедагогизация образовательного процесса, обуславливающая деятельность педагога, является педагогическим условием включенности учителей в решение задач и ситуаций, содержание которых отражает регионально-этническую направленность. Составляющая данного условия включает разработку комплекса учебных задач и ситуаций, осмысление и интерпретацию текстов научных трудов (Волков 1974), отрывки художественных произведений, излагающих особенности национальной культуры учащихся региона, посредством которых формируется национальное видение мира и культуры этнических сообществ Севера. Этнопедагогические задачи и ситуации требовали разрешения с этносоциальной, этнодидактической, этнопсихологической, этновоспитательной позиций. Существует множество методов и технологий для решения этих задач, к примеру, метод конкретных ситуаций (кейсов) стал одним из эффективных технологий, в том числе в образовании. Использование кейс-метода сосредоточено на ситуациях прикладного характера, которые «задают проблему», состоящую в невозможности решить ее известным способом или востребованностью имеющихся знаний. Смысл в том, что учителя обосновывают собственный способ ее решения, объясняя выбор стратегии своих действий, тем самым включаются в проектно-исследовательскую деятельность, направленную на сбор, изучение, анализ материалов, раскрывающих особенности регионально-этнопедагогических основ организации учебно-воспитательного процесса, особенностей культуры, истории, традиций, быта, образа жизни народов Севера. Исследовательские проекты учителей носят как теоретический, так и эмпирический характер. Примерами учительских проектов являются такие, как «Этнокультурное воспитание детей», «Аксеологический потенциал народной педагогики», «Применение элементов этнопедагогики в воспитании учащихся», «Этнопедагогический подход в организации урока», «Фольклор народов ханты и манси как средство саморазвития учащихся», «Этнопедагогические и этнокультурные функции общеобразовательных учреждений Севера» и др. В процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности формируется устойчивая способность личности учителя к творчеству, готовность к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям общества, особенностям организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Также необходимо уделить внимание и практической значимости, которая может заключаться в возможности решения проблем на основе той или иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований (Ибрагимова, Ганиева 2016: 130). В качестве практико-ориентированного характера формирования этнопедагогической компетенции учителя выступают практические занятия, на которых интегрированы теоретическое осмысление и практическое видение проблемы этнопедагогической характеристики обучения и воспитания учащихся. Так, коммуникативные задачи направлены на раскрытие межнационального общения, рефлексивные задачи - на развитие способности оценивать свои действия в этнопедагогической деятельности, этнодидактические задачи связаны со спецификой взаимодействия с учащимися в процессе обучения и предъявления дидактико-технологических требований к уроку в заданном регионально-этническом формате; задачи по воспитанию личности в этнопедагогическом процессе - на передачу социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии. Примером этноориентированных проектов, которые были предложены учителям, явились такие, как «Национальный костюм коренных малочисленных народов Севера». Цель проекта - ознакомление детей с одеждой народов ханты и манси; приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к традициям народного искусства. Перед учителями стояла задача показать в содержании проекта возможности этнокультурного воспитания детей в условиях образовательно-воспитательной деятельности «национальной» школы, формирования эмоционально-положительного отношения детей к этнокультуре, развития этночувствительности, воспитания любви к традициям Севера. Результатом работы учителей над проектом стало создание модели этнокультурного воспитания детей на материале национального костюма. Выделенные педагогические условия представляют собой взаимосвязанный комплекс и позволяют создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности этнопедагогической компетенции учителей, обладающих готовностью и способностью использовать средства национальной культуры коренных малочисленных народов Севера для организации учебно-воспитательного процесса.
×

Об авторах

Г. В Дивеева

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»

кандидат педагогических наук, директор

Список литературы

  1. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 77-89.
  2. Болбас В.С. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей // Юбилейная научно-практическая конференция. Гомель, 2009. Ч. 1. С. 9-12.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  4. Горбунова О.Ф., Рязанова А.С. Исследование традиций воспитания детей дошкольного возраста в современной хакасской семье // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 марта 2017 г.). Чебоксары, 2017. С. 108-111.
  5. Ибрагимова Л.А., Ганиева Э.А. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 128-134.
  6. Ишанов П.З., Аубакирова К.Ф., Кадирбаева Д.А., Жангожина Г.М. Нормативные основы формирования этнопедагогической компетенции будущего педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 35-38.
  7. Кайсарова А.В. Этнопедагогическая компетентность учителя // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005. № 2. С. 53-58.
  8. Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: Дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 183 с.
  9. Комелина В.А., Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю., Жидик А.Р. Сущность и содержание этнопедагогической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 130.
  10. Крижко В.В. Антологія аксіологічної парадигми освіти: навч. пос. Kiev, 2005.
  11. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа, 2011. С. 49-52.
  12. Легостаев И.И., Царькова А.В., Родиков А.С. [и др.]. Реализация ценностного подхода в образовании. Нижневартовск, 2014.
  13. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
  14. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. Чебоксары, 2004.
  15. Харитонова Ф.П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3(79). С. 184-188.
  16. Шеметова Л.В. Потенциал этнопедагогики в подготовке педагогических кадров // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 44-46.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах