Методика оценки цифровой грамотности студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Эволюция цифровых технологий и их широкая распространенность в нашей жизни привели к трансформации привычных социальных практик и формированию их цифровых аналогов по всему миру. За этим последовала и цифровая трансформация образования, одним из показателей эффективности которой является цифровая грамотность субъектов образовательного процесса, важный фактор успешной вовлеченности в образовательный процесс. На сегодняшний день определения и подходы к определению структуры цифровой грамотности разнообразны, так как разные исследователи фокусируют свое внимание на отдельных ее сторонах. Цель статьи — объединение существующих представлений о цифровой грамотности студентов и апробация психологической методики для ее оценки. При разработке методики в нее было включено 19 утверждений, позволяющих оценить четыре группы навыков цифровой грамотности — навыки работы с программным обеспечением, цифровые коммуникационные навыки, цифровые навыки работы с информацией, навыки настройки цифрового оборудования. На момент проведения социально-психологического опроса респонденты исследования проходили обучение дистанционно с применением цифровых технологий. По результатам эксплораторного и конфирматорного факторного анализа (n = 500; 69% женщин; M = 28 лет, SD = 10 лет) было выявлено, что четырехфакторная структура методики обладает большей объяснительной способностью (53%) по сравнению с двухфакторной (43%) и однофакторной (34%) структурами, что соответствует теоретической модели, положенной в основу методики, и имеет высокие показатели внутренней согласованности (выше 0.7). Результаты корреляционного анализа (n = 103; 64% женщин; M = 21 год, SD = 4 года) также показали, что компоненты цифровой грамотности положительно коррелируют с социальным капиталом личности, что соответствует результатам предшествующих исследований. Таким образом, для оценки цифровой грамотности рекомендуется использовать четырехфакторную структуру методики.

Об авторах

Е. В. Макласова

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

Автор, ответственный за переписку.
Email: emaklasova@hse.ru

Кандидат психологических наук, научный сотрудник центра социокультурных исследований; преподаватель департамента психологии факультета социальных наук

Россия, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

А. П. Жаркова

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

Email: apzharkova@edu.hse.ru

Студентка магистерской программы “Прикладная социальная психология”

Россия, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

Г. Я. Родионов

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

Email: grodionov@hse.ru

Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник центра социокультурных исследований; преподаватель департамента психологии факультета социальных наук

Россия, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

Список литературы

  1. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б., Веселитская Н.Н., Вишневский К.О., Гохберг Л.М., Гребенюк А.Ю., Дранев Ю.Я, Зинина Т.С., Максименко Д.Д., Назаренко А.А., Проскурякова Л.Н., Приворотская С.Г., Рудник П.Б., Суслов А.Б., Тарасова Н.Н., Туровец Ю.В., Утятина К.Е., Шпарова П.О. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Под ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
  2. Амирова Р.И. Цифровая грамотность как фактор развития социального капитала // Economy and Business: Theory and Practice. 2023. № 5–1(99), C. 15–21.
  3. Гужавина Т.А. Новые цифровые практики как внешний эффект социального капитала // Государство, гражданское общество и стабильность. 2021. № 4. С. 95–109.
  4. Жалагина Т.А. Технологические инновации в процессе развития социума: от плюсов и минусов к консенсусу // Психологический журнал. 2021. T. 42. № 2 C. 122–126.
  5. Кожевникова О.В., Хотинец В.Ю. Субъект деятельности в условиях перехода к цифровому миру (по материалам Международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации”) // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 2. С. 131–134.
  6. Министерство просвещения России. Национальный проект “Образование”. https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 01.04.2023).
  7. Шугаль H.Б., Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Волкова Г.Л., Шкалева Е.В., Шматко Н.А. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад // Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: НИУ ВШЭ. 2023. С. 1–164.
  8. Aviram A., Eshet-Alkalai Y. Towards a Theory of Digital Literacy: Three Scenarios for the Next Steps // The European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2006.
  9. Eshet-Alkalai Y. Thinking in the Digital Era: A Revised Model for Digital Literacy // Issues in Informing Science and Information Technology. 2012. № 9. P. 267–276.
  10. Eurostat. Glossary: Digital Skills. https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Glossary:Digital_skills (дата обращения: 30.09.2023).
  11. Gilster P. Digital Literacy. NY: Wiley Computer Pub, 1997.
  12. Jones-Kavalier B.R., Flannigan S.L. Connecting the Digital Dots: Literacy of the 21st Century. // Educause Quarterly. 2006. № 29. P. 8–10.
  13. Merchant G. Writing the future in the digital age // Literacy. 2007. № 41. P. 118–128.
  14. Ng W. Can we teach digital natives digital literacy? // Comput. Educ. 2021. № 59. P. 1065–1078.
  15. Peng L. Online teaching and learning in higher education during COVID-19: International perspectives and experiences // The Social Science Journal. 2023. V. 60. № 4. P. 898–900.
  16. Selwyn N. Digital downsides: exploring university students’ negative engagements with digital technology. // Teaching in Higher Education. 2016. № 21. P. 1006–1021.
  17. Spires H.A., Bartlett M.E. Digital Literacies and Learning: Designing a Path Forward // Friday Institute White Paper Series. 2012.
  18. Su Y. Delving into EFL teachers’ digital literacy and professional identity in the pandemic era: Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) framework // Heliyon. 2023. № 9. P. 1–7.
  19. van Deursen A.J., Helsper E.J., Eynon R. Development and validation of the Internet Skills Scale (ISS) // Information, Communication & Society. 2016. V. 19. № 6. P. 804–823.
  20. van Laar E., van Deursen A.J., van Dijk J.A., de Haan J. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review // Computers in Human Behavior. 2017. № 72. P. 577–588.
  21. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van Den Brande G. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016.
  22. Williams D. On and Off the ‘Net: Scales for Social Capital in an Online Era // Journ. of Computer-Mediated Communication. 2006. V. 11. № 2. P. 593–628.
  23. Williamson B., Hague C. Digital participation, digital literacy, and school subjects: A review of the policies, literature and evidence. 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025