Научные традиции в контексте современного историко-психологического познания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье обсуждаются идеи, высказанные в исследовании Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева, посвященном проблеме научных традиций как механизма преемственности психологического познания. Утверждается, что зафиксированная в исследовании низкая заинтересованность психологического сообщества в целенаправленной разработке проблемы характеризует и зарубежные исследования истории психологии. Вместе с тем предлагается более четко проводить границу между научными традициями как предметом историко-психологического исследования и их изучением как предметом целенаправленного теоретического и методологического анализа. В первом случае научные традиции достаточно активно исследуются в контексте изучения персоналий, научных школ, психологических институтов и др. Во втором — научные традиции действительно редко становятся предметом специального теоретического и методологического анализа, что может быть следствием неудовлетворительного состояния методологии истории психологии. Показано, что анализ научных традиций фактически не входит в предмет, задачи и методы современной истории психологии. Сказанное позволяет утверждать, что предложенная А.Л. Журавлевым и Ю.Н. Олейником “теоретическая модель изучения совокупности традиций в отечественной психологии” востребована и направлена на развитие методологии истории психологии. Обсуждаются достоинства предложенной модели, формулируются возникающие ввиду знакомства с ней вопросы теоретического, методологического и историко-психологического характера.

Об авторах

В. А. Мазилов

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.mazilov@yspu.org

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Ю. Н. Слепко

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Email: slepko@inbox.ru

Доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Список литературы

  1. А.Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / Под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой (отв. ред.), О.К. Тихомирова. М.: Изд-во Московского университета, 1983. 288 с.
  2. Ананьевские чтения — 2017: преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов / Материалы традиционной международной научной конференции; Отв. ред.: Л.А. Головей, А.В. Шаболтас. СПб.: ООО “Айсинг”, 2017. 468 с.
  3. Векилова С.А., Безгодова С.А. История психологии: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2024. 324 с.
  4. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 79–84.
  5. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  6. Журавлев А.Л., Холондович Е.Н. Основные направления научно-исследовательской работы лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН в 2017–2021 гг. // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 5–14.
  7. Ильин Г.А. История психологии. М.: Юрайт, 2024. 389 с.
  8. Кемеров В.Е. История / Новая философская энциклопедия; в 4 тт., Т. 2 / Науч. ред. М.С. Ковалева, Е.И. Лакирева, Л.В. Литвинова и др. М.: Мысль, 2010. С. 177–180.
  9. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2004. 416 с.
  10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Век психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 468 с.
  11. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Гардарики, 2008. 413 с.
  12. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. К вопросу о концептуальных основаниях научной школы истории отечественной психологии В.А. Кольцовой // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы, персоналии : Сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием, Арзамас, 19–21 сентября 2019 года / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова. Арзамас: Общество с ограниченной ответственностью “Интерконтакт”, 2019. С. 93–106.
  13. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 1. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–24.
  14. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 4. С. 5–15.
  15. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные школы как феномен в современной психологии: старые проблемы и новые вопросы // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы : Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Ярославль, 08–20 октября 2020 года / Отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью “Филигрань”, 2020. С. 81–87.
  16. Олейник Ю.Н., Тихонова Э.В. Состояние и перспективы развития методологии отечественной истории психологии (по материалам семинара “Арзамасские чтения — 5”) // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 6. С. 5–15.
  17. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. М.: РГГУ, 1994. 448 с.
  18. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Журавлев А.Л. Развитие организационной социальной психологии в Санкт-петербургском (Ленинградском) государственном университете // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 2. С. 5–14.
  19. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии. М.: Юрайт, 2024. 361 с.
  20. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. Самара: Бахрах-М, 2008. 544 с.
  21. Смит Р. История психологии. М.: Академия, 2008. 416 с.
  22. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сб. статей; под ред. К.А. Абульхановой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. 430 с.
  23. Bartolucci C., Fox Lee S. The archive of the History of Psychology at the University of Rome, Sapienza // History of Psychology. 2016. V. 19. № 1. P. 68–72.
  24. Kirkebøen G. Descartes’s Regulae, mathematics, and modern psychology: “The noblest example of all” in light of Turing’s (1936) On Computable Numbers // History of Psychology. 2000. V. 3. № 4. P. 299–325.
  25. Martin J. Ernest Becker and Stanley Milgram: Twentieth-century students of evil // History of Psychology. 2016. V. 19. № 1. P. 3–21.
  26. Sensales G., Dal Secco A. The rise of a science in the early twentieth century: The forgotten voice of Gualtiero Sarfatti and the first “social psychology” Vols. in Italy // History of Psychology. 2014. V. 17. № 1. P. 36–49.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025