№ 3 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 17
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/issue/view/2980
Статьи
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В СИСТЕМЕ MOODLE
Аннотация
В настоящее время на первый план в образовании выходит применение технологий электронного обучения (e-learning). Наиболее актуальным это является в условиях вузовского обучения, где наблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в том числе технологий электронного обучения, над традиционными. В отличие от представления знаний в готовом виде при традиционном обучении, технологии электронного обучения предусматривают повышение уровня самостоятельной работы обучающихся в индивидуальном темпе, с одной стороны, предоставляя возможности для широкого общения с другими обучающимися и совместного планирования своей деятельности - с другой. Автором рассмотрены возможности использования элементов системы Moodle при освоении математической дисциплины и показано, что Moodle логично дополняет традиционную форму обучения. LMS Moodle - одна из наиболее известных и распространенных систем управления электронным обучением. Систему отличают простота и удобство использования, широкие возможности по организации образовательного процесса и контроля знаний обучающихся. В статье подробно раскрыты этапы проектирования электронного обучающего курса по дисциплине. Рассмотрены возможности системы Moodle при создании электронного курса дисциплины. Описаны методические особенности разработки информационного контента электронного обучающего курса. Обосновано, что в ходе обучения, организованного таким образом, студенты вовлечены в активную познавательную деятельность, при этом они осваивают новый вид деятельности в условиях открытого доступа к информации, знакомятся с новыми технологиями.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):4-10



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОЦЕНКАХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье приводятся данные масштабного социологического исследования на тему «Оценка работниками образования Ростовской области режима дистанционного обучения в условиях самоизоляции», которое отражает мнение значительного количества педагогических работников системы общего образования. В материалах отражено мнение 8 079 учителей, из них 7 608 женщин и 470 мужчин. Актуальность исследования обусловлена ситуацией, в которой оказалась вся система общего образования Российской Федерации в связи с переводом на дистанционную форму образования по причине быстрого распространения новой коронавирусной инфекции в первой половине 2020 г. Приведены результаты оценки респондентами собственных технических и материальных условий, в которых ими осуществлялось дистанционное обучение. В рамках исследования производится анализ финансовых возможностей, необходимых для обеспечения рабочего процесса дистанционного обучения у себя дома и состояния здоровья лиц, осуществляющих трудовую деятельность в дистанционном режиме. Результаты, приведенные в статье, свидетельствуют о том, что педагогическое сообщество переход к образованию в дистанционном формате оценивает негативно, отмечается ухудшение здоровья учителей по причине систематической работы за компьютером, а также снижение эффективности обучения и процесса передачи знаний, связанные с недостатками технического оснащения. В статье делается общий вывод о неготовности дистанционной формы образования стать полноценной альтернативой традиционному общему образованию.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):11-17



РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (В РАМКАХ ФГОС 3++)
Аннотация
В статье на материалах анализа научных публикаций формулируются основные дискуссионные вопросы использовании социальных сетей в формировании электронной информационно-образовательной системы (ЭИОС) в высшей школе. К первой группе вопросов относится исследование оптимальных форм использования социальных сетей, вторую группу составляют работы, посвященные обсуждению рисков внедрения сетей в образовательный процесс, а третью группу формируют публикации с анализом технических аспектов. Анализ публикаций показал, что внедрение сетей в повседневные практики студентов растет, в то время как внедрение ЭИОС в систему профессионального образования происходит различными темпами. Необходимым является учет мнения студентов, формирование навыков их поведения в сетевом пространстве, поскольку многие функции социальных сетей могут быть успешно интегрированы в ЭИОС, что позволит снизить степень рисков, связанных с использованием сетей общего доступа и повысить уровень профессионального образования. Для сотрудников учебных заведений высшей школы внедрение ЭИОС позволит создать систему общих социальных норм и нормативных принципов регламентирования использования информационных технологий в образовательном процессе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):18-23



ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается проблема смены профессии в условиях сложных жизненных ситуаций (на примере программы профессиональной переподготовки родителей тяжело болеющих детей). Представлена инновационная практика обучения взрослых, приводится описание программы обучения родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях. Модульные программы профессиональной переподготовки позволяют обучающимся выбирать те подразделения, которые соответствуют их образовательным потребностям и помогают им следовать своим собственным образовательным траекториям. В статье описан процесс создания академических программ индивидуального профессионального развития обучающихся с помощью платформ дистанционного управления обучением Moodle и Microsoft Teams. Это позволяет слушателям работать и учиться в своем собственном темпе. Мы пришли к выводу, что иногда стоит использовать перевернутую модель и стратегию классной комнаты, когда обучающиеся самостоятельно изучают содержание курса, а затем принимают участие в дискуссиях и сессиях вопросов, обмениваются опытом и работают над различными кейсами. С прошлого года произошли изменения в содержании, технологиях и методах работы именно с этой группой слушателей. Например, сейчас появилась возможность пополнять и использовать ресурсы сферы неформального образования. После того как родители успешно завершают курс обучения, они квалифицируются в качестве репетиторов, которые могут помочь получить долгосрочное лечение, что позволяет решить две проблемы. Это дает им возможность найти новую работу в той области, в которой они квалифицированы. Тогда они смогут оказывать профессиональную психологическую помощь и академическую поддержку своим детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):24-29



ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ДЕСКРИПТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Исследование направлено на выявление методологических основ правовой подготовки будущих бакалавров социальной работы в условиях университета, в частности, вопросов использования ими нормативно-правовых актов. Целью работы является раскрытие дескрипторов правовой подготовки, разработанных А.М. Новиковым и характеризующих методологию как способ организации деятельности. Требования профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» определяют обязательное наличие у выпускников профессионально-правовой компетентности, которая проявляется и в умении использовать нормативные правовые акты международного, федерального и регионального уровней для охраны и защиты социальных прав граждан. Опыт работы показывает целесообразность выделения в подготовке будущих бакалавров социальной работы к использованию нормативных правовых актов таких дескрипторов, как характеристика деятельности, логическая структура, а также временная структура. С помощью анализа и синтеза научной и практической деятельности процесс подготовки будущих бакалавров социальной работы описан через его особенности (стандарты, личностная направленность), принципы (организационные, содержательные), нормы деятельности (компетенции, индивидуализация обучения), субъект, объект, предмет, формы (интерактивный семинар «Правовое поле», практикум), средства, методы (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля), результаты деятельности, а также фазы, стадии (информационно-методическая, организационно- деятельностная, концептуально-стратегическая, опытно-формирующая). Выделение структурных компонентов отвечает принципам системного подхода, который позволяет более глубоко изучить сущность, содержание и особенности исследуемого объекта. Дескриптивный анализ подготовки может быть использован в системе повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):30-36



ОЦЕНИВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Статья посвящена проблеме оценивания иноязычной профессионально ориентированной компетенции курсантов военной образовательной организации высшего образования на основе компетентностного подхода. Качество подготовки военного специалиста является одной из важнейших задач военной образовательной организации высшего образования и выпускающих кафедр. С целью обеспечения высокого уровня подготовки специалистов необходимо организовать образовательный процесс и процесс оценивания компетенций таким образом, чтобы создать необходимые условия для формирования компетенций, предусмотренных основной образовательной программой, для саморазвития и самосовершенствования личности обучающегося. Целью статьи является рассмотрение системы оценивания иноязычной профессионально ориентированной компетенции курсантов на основе компетентностного подхода. Дана общая характеристика процедуры оценивания иноязычной профессионально ориентированной компетенции и рекомендации по проведению оценивания на основе компетентностного подхода с использованием европейского опыта реализации обучения и оценивания на основе рассматриваемого подхода. В статье приведена обобщенная характеристика 12 типов заданий для проведения оценивания, которые разделены на 4 группы, а также практический пример их использования в заданиях для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по иностранному языку в военном вузе. Подчеркивается важность использования различных видов и методов оценивания, а также непрерывный и дифференцированный характер такого оценивания, способный обеспечить обратную связь и реализацию компетентностного подхода в процессе иноязычного обучения.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):37-42



ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Аннотация
Целью представленного в данной статье исследования является изучение актуальности политического дискурса как предмета изучения в рамках филологических дисциплин основных образовательных программ некоторых направлений подготовки бакалавриата. Объект исследования - политический дискурс как одно из направлений исследования политической лингвистики. Предметом исследования представляются коммуникативные составляющие полити-ческого дискурса, освоение которых может способствовать формированию необходимых компетенций для уверенной ориентации в коммуникативной среде. В качестве основных теоретических методов исследования в статье используются анализ, синтез, исторический подход - эти методы позволили изучить различные подходы к исследованию политического дискурса и его функций. Для разработки методической части (учебной программы предлагаемой дисциплины) использованы методы структурного анализа, позволяющего исследовать структуру тех элементов, что участвуют в построении политического дискурса; дискурс-анализа, который позволяет сконцентрировать внимание как на индивидуальных характеристиках адресанта, так и на контекстуальном анализе; сравнительного анализа, в рамках которого сопоставляются различные примеры политического дискурса, выявляются их сходства и различия; моделирования, применяемого при разработке рабочей программы дисциплины. В результате исследовательской работы предложена учебная программа «Основы политического дискурса», рекомендуемая для включения в образовательный процесс высшего образования для направления подготовки «Журналистика».
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):43-51



ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются исторические аспекты профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в России. Показано, что эффективность функционирования института государственной службы в значительной мере зависит от качества профессиональной подготовки государственных гражданских служащих. Представлена историография профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в России IX-XIX вв. В ходе исследования применялся нарративный и системный методы. Рассмотрены учебные заведения, проводившие подготовку государственных гражданских служащих, а также изучавшиеся учебные дисциплины, испытания, которые проходили студенты и выпускники. Отмечено, что применение и переосмысление педагогических наработок прошлого с учетом современных тенденций позволит построить педагогическую систему профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):52-59



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу детерминант эффективной педагогической подготовки будущих преподавателей современного вуза. Научный интерес к проблеме обусловлен значительными изменениями в сфере высшего образования, вызванными процессами интернационализации, массовизации и цифровизации высшей школы. Трансформация образовательной среды актуализирует задачу подготовки преподавателей к педагогической деятельности в новых условиях. В процессе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, в частности, сравнительный анализ современных подходов к решению проблемы, обобщение педагогического опыта, методы фокус-группы и фокусированного интервью. Эмпирическое исследование, выполненное в рамках качественного подхода, было направлено на выявление ожиданий студентов, связанных с процессом преподавания в современном вузе, их представлений об идеальном преподавателе. Полученные в ходе исследования результаты позволили обосновать ключевые детерминанты эффективной педагогической подготовки будущего преподавателя, а именно своевременное обновление ее содержания и методов, адекватные современным условиям формы обучения, анализ и учет представлений и ожиданий студентов при разработке программ, предусматривающих педагогическую подготовку будущих преподавателей вуза. Результаты исследования представляют научный и педагогический интерес для специалистов сферы высшего образования и могут быть использованы в курсах «Педагогика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы», «Методика преподавания в высшей школе».
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):60-66



ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Аннотация
Целью статьи является рассмотрение проблемы подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. В задачи исследования входит изучение понятия речевого этикета, определение его структуры, разработка направлений подготовки студентов педагогических специальностей к обучению речевому этикету. Исследование базируется на многоуровневой методологии, включающей системный, аксиологический и личностно ориентированный научные подходы. Основные результаты включают изучение понятия этикета в дидактическом аспекте, рассмотрение структуры подготовленности учащихся в области этикета, исследование процесса подготовки будущих учителей к обучению школьников этикету. Выводы статьи включают описание структуры подготовленности, в которую входят знания правил речевого этикета, умения употребления основных этикетных выражений, личностные качества ученика (толерантность к иному мнению, вежливость); а также описание содержания подготовки студентов педагогических специальностей, реализуемой через систему и включающей аудиторные занятия, внеаудиторную работу, процесс педагогической практики. Оригинальность и ценность полученных данных заключается в разработке целостной системы подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. Практическая значимость работы состоит в том, что предложены практические наработки по подготовке студентов к обучению школьников речевому этикету на примере дисциплин языкового цикла. Дальнейшее изучение проблемы возможно по линии интеграции учебных предметов, создания спецкурсов по обозначенной проблеме.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):67-72



ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Аннотация
Цель исследования - изучить эффективность компетентностного подхода в учебном процессе по физической культуре на основе разработанной модели формирования универсальной компетенции (УК-7). В процессе экспериментальной работы на информационном этапе реализации использовали анкетирование, тестирование физической работоспособности, исследование морфофункциональных показателей, а также психофизического состояния. Организационно-деятельностный этап включал в себя программу методико-практических и учебно-трени¬ровочных занятий на основе личностно ориентированного подхода к физкультурно-спортивной деятельности, направленных на формирование специальных знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Контрольный этап включал в себя анкетирование студентов и блок тестов, направленный на определение психоэмоционального статуса, что позволило определить уровень сформированности компетенции у студентов по разработанной рейтинговой системе оценки. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс по физической культуре на основе модели формирования универсальной компетенции при определенных педагогических условиях, т. е. комплексной перестройке образовательного процесса, привело к повышению физической активности, физической подготовленности, работоспособности, увеличению показателей функции внешнего дыхания, а также снижению уровня личностной, ситуационной тревожности и депрессии у студентов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):73-78



ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ
Аннотация
В статье аргументируется необходимость формирования профессиональной гибкости будущих педагогов, а также ценностного отношения к педагогической деятельности, которое лежит в ее основе. В последние годы педагогическая деятельность связана с экстремальными и стрессогенными ситуациями, с постоянно изменяющимися условиями образовательной деятельности и общими условиями неопределенности, что предъявляет требования к профессиональной гибкости будущих педагогов. От педагога, с одной стороны, требуется устойчивость его личностных качеств, с другой - гибкость, поэтому в работе рассматривается профессиональная устойчивость как фундаментальная основа. Под профессиональной гибкостью будущих педагогов понимается совокупность эмоциональной, профессиональной и поведенческой гибкости, которые обеспечивают ценностное отношение к педагогической деятельности, регуляцию и стабильность профессионального поведения, готовность быстро реагировать на меняющиеся условия и вызовы профессиональной среды посредством нахождения оригинальных способов решения профессиональных задач. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов-первокурс¬ников проводилось на протяжении 4 лет, в исследовании приняли участие 213 студентов первого курса Южно-Ураль¬ского государственного гуманитарно-педагогического университета. В результате исследования было установлено, что студенты ориентированы на ценности, приоритетные для педагогической деятельности, и это дает основание успешности формирования ценностных ориентаций к педагогической деятельности. Сложившиеся в ходе обучения в вузе и специально организованной работы ценностные ориентации будущих педагогов постепенно трансформируются в ценностное отношение к педагогической деятельности, которое в свою очередь лежит в основе процесса становления профессиональной гибкости.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):79-85



ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР
Аннотация
Целью авторов статьи стала попытка описать один из этапов прохождения производственной педагогической практики студентов направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), направленности (профиля) «Хантыйская филология», где была разработана и апробирована «сквозная» программа по родной литературе для обучающихся основного общего образования. В рамках государственного национального проекта по возрождению родных языков и литератур видится актуальным подготовить выпускников для преподавания дисциплины «Родной язык и родная литература» в общеобразовательной школе. Предметом исследования являются необходимые педагогические и филологические компетенции, которые следует учитывать в процессе профессионального обучения. В основу методологии исследования легли общенаучные принципы объективности, целостности, конкретности. Не менее важен в данной работе лежащий в основе культурно-исторического метода изучения литературы принцип историзма, требующий рассмотрения понятия жанров произведений писателей Югры. Принцип системности позволил целостно и всесторонне проанализировать заявленную проблему, устранить фрагментарность в изложении. Посредством типологического и системно-аналитического методов было проанализировано большое количество материала по обозначенной теме, подведены итоги и сделаны общие выводы. Современное российское пространство высшего образования требует от будущего учителя, проживающего в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, новых знаний в области культуры, языка и литературы обских угров. Это включает в себя фундаментальные изменения в профессиональных задачах, решаемых профессиональным образованием. Поэтому обучение должно адаптироваться в соответствии с требованиями нового контекста.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):86-95



ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРА
Аннотация
Целью данной работы является формирование у различных категорий действующего и будущего офицерского состава устойчивого представления о феномене профессионально-педагогической культуры, раскрытие ее базовых и функциональных компонентов, разъяснение механизмов становления и развития данного качества и тем самым способствование повышению эффективности профессиональной подготовки военнослужащих не только в высших военно-учебных заведениях, но и непосредственно в частях и подразделениях ВС РФ. В изучении особенностей профессионально-педагогической культуры офицера наиболее значимую роль играет непосредственно военно-педагогическая деятельность, единицей анализа которой выступают ее задачи. В свою очередь, профессионально-педагогическая культура, будучи личностной характеристикой офицера, предстает как способ военно-педагогической деятельности, обеспечивающий решение различного рода педагогических задач. Таким образом, процесс решения педагогических задач составляет технологию военно-педагогической деятельности как компонента профессиональной подготовки офицера. Избранное в качестве единицы анализа военно-педагогической деятельности понятие «задачи деятельности» позволило обосновать категорию «технология педагогической деятельности» как компонент профессиональной подготовки офицера; рассмотреть ее задачную природу, представленную бинарными группами аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач. Хотя эти группы задач типичны для командиров и начальников как субъектов профессиональной военно-педагогической деятельности, все они в конкретной ситуации предполагают непременный поиск творческого, индивидуально-личностного решения.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):96-104



СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье представлена структура концепции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов. Концепция рассматривается как система, структура которой представляет собой логически обусловленную взаимосвязь трех компонентов (ценностно-целевые ориентиры, теоретико-содержательное наполнение и нормативная модель реализации концепции), раскрывающих последовательно три ее аспекта (социокультурный, гносеологический и практический). Определена цель концепции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов, представлена декомпозиция общей цели. Определено место концепции в структуре современных теорий педагогики и аксиологии. Установлены факторы, очерчивающие границы применимости концепции: объекты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов; особенности контингента процесса рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов; уровень научного знания в области методологии, теории, методики рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов на основе положений системно-синерге¬тического, аксиологического, культурологического и рефлексивно-деятельностного методологических подходов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):105-114



МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Актуальность проблемы подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников обусловлена последними социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. На основании понятийно-терминологического анализа был создан терминологический ряд базовых понятий исследуемой проблемы: гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание школьников, подготовка студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников. На основании анализа авторских позиций понимания процесса подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников выделены основные его характеристики. В статье представлено авторское определение понятия «подготовка студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников», понимаемого как система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование компетентности, отражающей сформированность у студентов соответствующих компетенций. В результате теоретического осмысления исследуемой проблемы создана процессная модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патри-отического воспитания школьников, отражающая сущность и динамику исследуемого процесса. Процессная модель состоит из мотивационно-ценностного, содержательно-деятель¬ностного и рефлексивно-коррекционного этапов. Мотивационно-ценностный компонент обусловливает деятельность, обеспечивающую принятие педагогических и общечеловеческих ценностей, определяющих внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности будущего педагога. Содержательно-деятель¬ностный компонент отражает особенности процесса подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников. Способность к критическому самоанализу и осознанию своей деятельности на основе рефлексии характеризует рефлексивно-корректирующий компонент. Методологический анализ сущности исследуемого явления позволил выделить методологические основы - системный, деятельностный и аксиологический подходы.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):115-123



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ-ФИНАНСИСТОВ В БЕЛЬГИИ
Аннотация
Раскрыта совокупность организационных аспектов, касающихся магистерской подготовки и эффективного формирования профессиональной компетентности выпускников магистерских программ в области финансов в высших учебных заведениях Бельгии. Проанализированы программы подготовки магистрантов в таких университетах, как Льежский, Лёвенский, университет Гента и др. Охарактеризованы дисциплины (обязательные и факультативные), которые должны изучить студенты, и количество ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов), планируемые результаты и сроки обучения. Изучение обязательных дисциплин способствует формированию теоретических знаний и практических навыков для профессиональной деятельности в области государственных и корпоративных финансов, бюджетирования, инвестирования, актуарных расчетов и банковского дела. При изучении элективных дисциплин учитывается специфика деятельности финансистов, формируются знания узкоспециализированных участков финансовой деятельности. Описана процедура и условия зачисления абитуриентов на магистерские программы. Приведены отличия в программах, которые имеют практическую и научную направленность. Сформированные компетенции магистров в области финансов должны обеспечить постоянную платежеспособность и устойчивое развитие как отдельных предпринимательских структур, производственных предприятий, так и финансовой, экономической и налоговой системы страны в целом. Результаты реализованного автором системного анализа, приведенные в данной статье, могут быть интересными и актуальными для отечественных менеджеров образования, педагогов и исследователей. Обосновывается перспективность заимствования ряда положительных моментов организации профессионального обучения магистров-финансистов в вузах Бельгии в отечественную высшую школу.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020;(3):124-131


