Decomposition of strategic goals and objectives of the Samara region dental



Cite item

Full Text

Abstract

Aim –to carry out a scientifically based decomposition of the strategic goals and objectives of the dental service of the Samara region, to determine the necessary basic transformations and opportunities for standardization of the industry model of the separation of powers and responsibilities at various hierarchical levels of management.

Material and methods. When preparing the article, the conceptual provisions of the National Project, Federal projects, materials of reports on the activities of the dental service of the Samara region in the period 2020 – 2022 were used. The decomposition was carried out using the main tools of strategic, program–target and process management; requirements of TQM and PDCA; principles of management by goals, building a balanced system of indicators and key performance indicators.

Results. The practical task of decomposition of strategic goals and objectives of the development of the dental service of the Samara region has been solved, taking into account the strategic goals of the healthcare of the Russian Federation, a multidimensional decomposition of strategic goals and objectives of the dental service of the region has been carried out; a list of necessary basic transformations with the separation of powers and responsibilities has been determined.

Full Text

Введение

Обеспечение устойчивого социально–экономического развития РФ возможно только при наличии эффективной системы здравоохранения, которая обусловлена ее возможностью решения актуальных медико–социальных проблем страны. Доступность и эффективность медицинской помощи определяет параметры человеческого капитала страны [1, 2], продолжительность и качество жизни населения.

Приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи [3].

Для этого необходимо:

  •            совершенствование системы управления здравоохранением страны на всех уровнях в целях оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий оказания медпомощи и формирования здорового образа жизни;
  • развитие инфраструктурного и ресурсного (финансового, материально–технического, информационного) обеспечения бюджетных медицинских организаций на основе принципов стандартизации и инноватики;
  • наличие кадрового потенциала отрасли, способного решать задачи, стоящие перед здравоохранением Российской Федерации.

                Место стоматологической службы в системе здравоохранением страны сложно переоценить. Стоматологическое здоровье и обеспечение сохранности зубов пациентов способствует не только профилактике заболеваний полости рта, челюстно–лицевой области, желудочно–кишечного тракта, эмоциональных и психических расстройств и раннему выявлению онкопатологий, но и продлению активного долголетия, повышению качества жизни населения, улучшению статистических показателей смертности, инвалидизации, заболеваемости населения страны.

Цель

Осуществить научно обоснованную декомпозицию стратегических целей и задач развития стоматологической службы Самарской области, определить необходимые базовые преобразования и возможности стандартизации отраслевой модели разграничения полномочий и ответственности на различных иерархических уровнях управления здравоохранением с максимальным учетом возможности передачи операционной деятельности на нижние уровни.

Материал и методы

Исследование было проведено в несколько этапов:

1 этап – подготовительный – определение цели, задач, методов [4] и алгоритма проведения исследования с применением основных инструментов стратегического, программно–целевого и процессного управления [5 – 10]; требований тотального управления качеством (TQM) и PDCA [8, 10], принципов управления по целям (MBO) [5], построения сбалансированной системы показателей (BSC) [9] и ключевых показателей эффективности деятельности (КРI) [6, 7] в целях сохранения и развития человеческого капитала.

2 этап – изучение основных тенденций развития отечественного здравоохранения с использованием PEST–анализа [11]; практики реализации концептуальных положений национального проекта «Здравоохранение» [3], федеральных проектов [13 – 17]; нормативных документов Министерств здравоохранения РФ и Самарской области [18 – 21].

3 этап – анализ состояния стоматологических медицинских организаций (СМО) Самарской области с применением матрицы SWOT [12], оценка кадрового потенциала, материально–технического и  финансового обеспечения; выявление «сильных сторон» и «проблемных зон» с позиций стратегического развития, факторов риска и риск–результата; изучение ежегодных статистических отчетов об итогах работы стоматологической службы Самарской области в период 2020 – 2022 гг. в городских округах и сельской местности для получения объективных сведений об объемах работы, селективной оценке результатов деятельности, в том числе коллективной и индивидуальной работы, в СМО.

4 этап – определение «рамочных» условий проведения исследования; экспертная индивидуальная оценка, обсуждение и формирование окончательной согласованной авторской концепции декомпозиции стратегических целей и задач развития здравоохранения и СМО Самарской области с применением основных постулатов системного и комплексного подходов: определение основных иерархических (вертикальных) уровней, функциональных (горизонтальных) уровней, перечня базовых преобразований и зон ответственности.

При определении цели, задач и алгоритма проведения исследования, подготовке к написанию статьи были использованы актуальные практикоориентированные концепции отечественных и зарубежных ученых по вопросам стратегического, программно–целевого и процессного управления, развития человеческого капитала, сохранения кадрового потенциала отечественного здравоохранения, в том числе на региональных уровнях, мнения руководителей здравоохранения.

При разработке авторской модели каскадирования целей и осуществлении декомпозиции целей и задач были использованы концептуальные положения менеджмента [1, 2, 4 – 11]; результаты исследований, опубликованные в ведущих научных журналах [22 – 24]; федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие здравоохранения и медицинской науки [3, 13 – 21]; материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Самарской области, Министерств здравоохранения РФ и Самарской области; текущая документация СМО Самарской области, публикации в периодической печати, материалы международных и региональных научно–практических конференций, разнообразные отчеты и справки, данные статистической отчетности СМО; методические и справочные материалы; официальные информационные данные, размещенные на интернет–сайтах, базы данных Scopus, Google Sholar, Web of Science, PubMed за период с 2020 годы по 2023 годы. Эмпирической базой исследования послужили результаты собственных исследований: формально–логического, функционального и процессного исследования, статистического и сравнительного анализа, экспертного оценивания.

Авторами решена практическая задача декомпозиции стратегических целей и задач развития стоматологической службы Самарской области с учетом стратегических целей здравоохранения РФ.

Основными ориентирами стали концептуальные положения национального проекта «Здравоохранение» [3], федеральных проектов «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» [13], «Борьба с онкологическими заболеваниями» [14], «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» [15], «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [16], «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [17] и других; анализ нормативных документов Министерств здравоохранения РФ и Самарской области [18 – 21].

Информация, необходимая для конкретизации целей и задач стоматологической службы Самарской области, была получена в результате изучения ежегодных статистических отчетов об итогах работы СМО в период 2020 – 2022 годы, поскольку для осуществления качественного целеполагания результаты анализа должны быть объективными, достоверными, надежными, комплексными, прогнозными и доступными.

При целеполагании и постановке задач развития стоматологической службы Самарской области были применены [5 – 12]:

  • основные принципы целеполагания: возможность комплексной характеристики деятельности; согласованность и непротиворечивость; минимальная достаточность; прозрачность;
  • горизонты стратегического планирования: краткосрочный (1 – 3 года), среднесрочный (3 – 5 лет), долгосрочный (5 – 10 лет и более);
  • требования, предъявляемые к целям в контексте MBO: конкретность, измеримость, достижимость, релевантность, ограничения во времени, охват всех ключевых результатов, взаимосвязь.

При определении конкретных стратегических целей и задач для различных иерархических уровней управления здравоохранением были учтены все принципы эффективного управления и использованы «фильтр целей» и матрица расстановки приоритетов («Horvath and Partners»).

При проведении исследования были учтены профилактическая направленность здравоохранения РФ, необходимость обеспечения непрерывности лечебно–диагностического процесса на всех этапах лечения, чёткого разделения функций на каждом этапе оказания медицинской помощи и между различными типами медицинских организаций.

Основные цели, задачи и принципы развития здравоохранения РФ, изложенные в национальном проекте «Здравоохранение» [3] и федеральных проектах [13 – 17], были творчески переработаны и применены для достижения цели исследования с учетом результатов, полученных при проведении PEST– и SWOT–анализа, изучении показателей ежегодных отчетов о деятельности СМО Самарской области в период 2020 – 2022 гг. Построение рисунков осуществлялось в программе Microsoft Office Excell 2016.

Результаты исследования

Рассматривая здравоохранение РФ как отрасль, реализующую совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно–эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, следует учитывать социальную значимость государственных гарантий доступности и качества медицинской помощи населению.

Единство и преемственность целей и задач на всех уровнях здравоохранения страны обеспечивается применением методов декомпозиции и каскадирования целей с мегауровня до микроуровня отрасли.  С учетом специфики управления отраслью, сложившихся особенностей централизации, специализации и разделения труда, основных принципов целеполагания; требований, предъявляемых к целям в контексте MBO, и выбранного краткосрочного горизонта стратегического планирования авторами была признана целесообразной, необходимой и достаточной четырехуровневая модель декомпозиции целей и задач здравоохранения РФ (Рис. 1).

 

МЕГА

 

Цели отрасли

 

Национальный проект «Здравоохранение»

Федеральные проекты

 

                                                                                                                         

         

    
  
  

МАКРО

 

уровень

 

 
 

 

 

 

Региональные программы здравоохранения, стратегия развития, специальные проекты

 

Региональные цели отрасли

 

Планы подразделений стоматологических организаций: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные

 

Стратегии развития стоматологических организаций региона/ Самарской области

 

    

 

    
  

МЕЗО

 
 

Цели стоматологических организаций региона/ Самарской области

 
 

 

 

                                                                                                                           

          
  

МИКРОУРОВЕНЬ

 
 

Цели и задачи специализированных структурных подразделений стоматологических организаций

 
   
 
  
  

Индивидуальные планы работы сотрудников

 
   
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Модель декомпозиции и каскадирования стратегических целей и задач развития здравоохранения РФ

Figure 1. Model of decomposition and cascading of strategic goals and objectives of the development of health care in the Russian Federation

 

Каскадирование стратегических целей и доведение необходимой информации до конкретных исполнителей позволяет обеспечить соблюдение фундаментальных принципов целеполагания: комплексная характеристика деятельности, согласованность и непротиворечивость, минимальная достаточность, прозрачность, единство и преемственность целей и задач на всех уровнях здравоохранения страны – от высшего органа управления до рядовых исполнителей.

На основе результатов PEST–анализа и предлагаемой модели декомпозиции и каскадирования стратегических целей, и задач развития здравоохранения РФ авторами построена четырехуровневая иерархия стратегических целей и задач (Рис. 2).

 

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

МЕГАУРОВЕНЬ

здравоохранение РФ

Стратегическая цель здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью граждан состояний

Основная цель – защита и укрепление здоровья населения, достижение реального повышения качества жизни и ее продолжительности, повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование всех уровней и звеньев системы здравоохранения

Цели – увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение показателей смертности и инвалидизации населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Обеспечить формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки, повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию и адекватность финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения

Обеспечить совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения

Совершенствовать государственное регулирование обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой

Разработать и внедрить в практику передовые формы и методы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека

Повысить эффективность функционирования системы здравоохранения, в том числе за счет 

развития негосударственного сектора здравоохранения

Обеспечить доступность и качество медицинской помощи

Обеспечить доступность, качество и безопасность лекарственных средств и др.

Разработать, апробировать и внедрить стандарты профилактики, диагностики и лечения пациентов

Разработать систему мер, направленных на повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья

МАКРОУРОВЕНЬ

здравоохранение регионов (федеральные округа, субъекты федерации – Самарская область)

Стратегическая цель – обеспечение доступности и повышение эффективности медицинской помощи в регионе.

Основная цель – укрепление здоровья населения региона, увеличение продолжительности и повышение качества жизни.

Цели – увеличение численности населения региона, снижение показателей заболеваемости, смертности и инвалидизации населения, увеличение  продолжительности здоровой жизни.

Обеспечить доступность и качество медицинской помощи в области.

Повысить эффективность функционирования областной системы здравоохранения.

Совершенствовать реабилитационную помощь, развивать санаторно-курортные организации системы здравоохранения, оздоровительные учреждения и организации.

Совершенствовать реабилитационную медицинскую помощь, в том числе сложного протезирования челюстно–лицевой области пациентам с обширными дефектами этой области в результате травм, операций по поводу онкологических заболеваний и т. д.

Обеспечить раннее выявление онкопатологий.

Внедрить современные технологии профилактики, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Внедрить современные технологии профилактики, диагностики и лечения, в первую очередь, в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии.

Обеспечить реализацию инвестиционной политики, ориентированной на высокую эффективность вложений и максимальный эффект (медицинский, социальный, экономический) на единицу затрат.

Повысить эффективность использования ресурсов в здравоохранении.

Увеличить объём мероприятий по профилактике заболеваний.

Сократить сроки восстановления утраченного здоровья населения путём внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Совершенствовать систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских работников.

Повысить социальную защищенность медицинских работников, в том числе за счет увеличения оплаты труда.

МЕЗОУРОВЕНЬ

стоматологическая служба Самарской области

Сохранение стоматологического здоровья населению области

Повысить эффективности функционирования областной стоматологической службы.

Оптимизировать сеть стоматологической службы.

Обеспечить доступность и качество стоматологической помощи в области.

Использовать мобильные стоматологические комплексы для оказания стоматологической помощи в отдаленных сельских районах.

Обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, выделенных на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным лицам.

Повысить доступность ортодонтической помощи детскому населению в области.

Обеспечить раннее выявление онкопатологий, проведение на уровне медицинских организаций визуального скрининга онкостоматологических заболеваний всем первичным пациентам.

Активизировать санитарно–просветительскую деятельность СМО, обеспечив наличие пациентоориентированных рубрик на официальных сайтах медицинских организаций, печатных изданий для пациентов, информации о работе школ здоровья, лекциях и выступлениях в СМИ.

МИКРОУРОВЕНЬ

специализированные структурные подразделения и сотрудники СМО Самарской области

Сохранение стоматологического здоровья пациентов

Обеспечивать приоритет профилактики.

Обеспечивать сохранность зубов пациентов.

Применять новые технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации.

Повысить эффективность использования врачебной должности на платном приёме.

Распространять передовой опыт.

Рисунок 2. Многоуровневая модель декомпозиции целей и задач развития здравоохранения

Figure 2. A multi-level model of decomposition of goals and objectives of health care development

Предлагаемая многоуровневая декомпозиция целей и задач здравоохранения РФ в полном соответствии с принципами эффективного управления является аргументированной и объективной; основана на фактах и достоверной информации; объединяет цели и задачи отраслевой, региональной стратегии, стратегии развития стоматологической службы Самарской области и планов развития СМО; базируется на согласованной системе критериев, ориентирована на принятие обоснованных решений

SWOT–анализ и изучение показателей статистических отчетов стоматологической службы Самарской области за период 2020–2022 гг. позволили получить достоверную информацию о состоянии СМО Самарской области, определить вектор их развития и сформулировать конкретные задачи областной стоматологической помощи в контексте целей и задач здравоохранения РФ с применением концепции BSC. Декомпозиция BSC отчасти совпадает с содержательным и функциональным аспектами стратегического планирования и предлагает следующую градацию основных значимых аспектов организационной деятельности: внутренние процессы, обучение и развитие персонала, отношение к потребителям/клиентам. Внутренние процессы СМО – это медицинская (профилактическая, лечебно–диагностическая, реабилитационная) и финансово–хозяйственная деятельность (финансовое и материально–техническое обеспечение, структурные преобразования). Аспект обучения и развития персонала заложен в показатели кадрового обеспечения СМО – формирование штата и обучение персонала. Отношение к потребителям/клиентам, то есть пациентам, заложено в показатели медицинской деятельности. Горизонтальная декомпозиция задач стоматологической службы Самарской области по основным направлениям деятельности в контексте BSC на период до 2024г. представлена ниже (Рис. 3).

 

Направления деятельности стоматологической службы Самарской области

Оказание медицинской помощи

Профилактической

Проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно–лицевой области

 Развитие центров здоровья Самарской области с увеличением штата гигиенистов стоматологических

Развитие комплекса санитарно–просветительских и медико–профилактических мер, реализуемого на территории Самарской области

Лечебно-диагностической

Выполнение нормативного показателя «Санировано лиц на 1000 населения»

Выполнение нормативного показателя «Доля вылеченных зубов от суммы всех вылеченных и удаленных

(постоянный прикус)»

Оказание квалифицированной стоматологической помощи в амбулаторных условиях

Проведение мероприятий, направленных на раннее выявление онкопатологий

Проведение на уровне медицинских организаций визуального скрининга онкостоматологических заболеваний всем первичным пациентам

Оказание стоматологической помощи с использованием комплексов стоматологических передвижных (3 – ГБУЗ СО «СГКСП № 1», 1 – ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ»)

Оказание помощи больным сахарным диабетом в Центре оказания стоматологической помощи больным сахарным диабетом (на базе ГБУЗ «ССП № 3»)  

Оказание ортопедической помощи, в том числе выполнение нормативного показателя «Удельный вес эстетических зубопротезных единиц»

Оказание ортодонтической помощи

Оказание зубопротезной помощи льготным категориям граждан

Организация оказания неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению в ночное время в будние дни, а так же в праздничные и выходные после 16.00

Реабилитационной

Развитие реабилитационной медицинской помощи пациентам с обширными дефектами челюстно–лицевой области в результате травм, операций по поводу онкологических заболеваний и т. д., в том числе сложного протезирования ЧЛО

Развитие реабилитационной медицинской помощи пациентам с хроническими стоматологическими заболеваниями, в том числе воспалительными заболеваниями пародонта

Финансово-хозяйственная деятельность

Финансы

Рациональное использование финансовых ресурсов

Увеличение доходов

Сокращение расходов

Увеличение стоимости УЕТ при предоставлении медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Самарской области за счет средств ОМС

Структура

Оптимизировать сеть стоматологической службы путем укрупнения самостоятельных стоматологических поликлиник

Материально-техническое обеспечение

Приобретение медицинского оборудования, в первую очередь, для медицинских организаций отдаленных сельских районов

Ввод в эксплуатацию нового медицинского оборудования

Обеспечение бесперебойной работы нового медицинского оборудования

Обновление/модернизация стоматологических установок, рентгенологического оборудования

Приобретение диагностического рентгеноборудования (ГБУЗ СО «Богатовская ЦРБ», ГБУЗ СО «Приволжская ЦРБ») в целях обеспечения Порядка оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению

Приобретение диагностического рентгеноборудования для ФАПов

Приобретение оборудования для аутофлуоресцентной диагностики (АФД)

Проведение капитального ремонта

Проведение текущего ремонта

Внедрение электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов и пр.

Кадровое обеспечение

Формирование штата

Достижение нормативного показателя обеспеченности врачами-стоматологами и зубными врачами на 10000 нас.

Приведение штатного расписания в соответствие с занятыми ставками и объемами выполненной работы

Обучение

Увеличение доли врачей и среднего медицинского персонала,

имеющих квалификационную категорию

Обучение персонала в системе НМФО

Обучение персонала новым технологиям профилактики, диагностики, лечения и реабилитации

Обучение персонала новым технологиям применения расходных материалов

 

Рисунок 3. Горизонтальная декомпозиция задач стоматологической службы Самарской области по основным направлениям деятельности в контексте BSC на период до 2024г.

Figure 3. Horizontal decomposition of the tasks of the dental service of the Samara region in the main areas of activity in the context of BSC for the period up to 2024.

 

Конкретизация задач СМО Самарской области исходя из результатов PEST–анализа и     SWOT–анализа требует учета специфики деятельности взрослой и детской сетей областной стоматологии и имеющихся территориальных различий между городскими округами и сельской местностью. Горизонтальная декомпозиция задач стоматологической службы Самарской области в территориальном разрезе по взрослой и детской сети на период до 2024 года представлена ниже (Рис. 4).

 

Стоматологическая служба Самарской области

Городские округа

Сельская местность

Взрослая сеть

Разработка и утверждение региональной программы развития стоматологической службы

Разработка и утверждение региональной программы профилактики стоматологических заболеваний населения

Совершенствование взаимодействия стоматологической службы и службы челюстно-лицевой хирургии

Выполнение нормативного показателя «Санировано лиц на 1000 населения»

Выполнение нормативного показателя «Доля вылеченных зубов от суммы всех вылеченных и удаленных

(постоянный прикус)»

Выполнение нормативного показателя «Удельный вес эстетических зубопротезных единиц»

 

Увеличение мощностей МО 1 уровня по профилю «стоматология», расположенных в отдаленных районах

 

Выполнение нормативного показателя «Удельный вес эстетических зубопротезных единиц»

 

Активизация использования мобильных стоматологических комплексов

Детская сеть

Разработка и утверждение региональной программы

профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения

Инициация подготовки, согласования и утверждения совместного нормативного документа Минздрава и Минобразования СО по организации стационарных школьных стоматологических кабинетов

Оптимизация проведения профилактических осмотров детского населения и увеличение охвата детского населения

Инициация взаимодействия с областной педиатрической службой при проведении профилактических осмотров детского населения

Организация стационарных стоматологических кабинетов при общеобразовательных школах

Организация оказания медицинской помощи детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

Организация ортодонтической помощи

 

Повышение доступности ортодонтической помощи населению

Рисунок 4. Декомпозиция специфических задач взрослой и детской стоматологической службы в территориальном разрезе Самарской области на период до 2024г.

Figure 4. Decomposition of specific tasks of the adult and children's dental service in the territorial context of the Samara region for the period up to 2024. 

 

                Обсуждение.

При всем многообразии фундаментальных и прикладных исследований, позволяющих решить актуальные проблемы управления здравоохранением [22 – 28 и др.], необходимо отметить, что возможности повышения эффективности управления медицинскими организациями, в том числе стоматологическими, при условии системного и комплексного применения эффективных инструментов менеджмента недостаточно изучены. Работы посвящены оценке эффективности системы здравоохранения и применению в здравоохранении экономических принципов и методов управления. При этом вопросы многомерной качественной декомпозиции целей, задач и ключевых показателей эффективности деятельности в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах на базе применения единого системного подхода, объединяющего все управленческие функции и преимущества зарубежных концепций менеджмента и отечественного опыта управления здравоохранением [4 – 12, 26 – 28 и др.], продолжают оставаться дискуссионными.

Основными условиями успешной реализации стратегии развития отечественного здравоохранения на долгосрочный период являются применение современных концепций, технологий и принципов менеджмента в повседневной практике и повышение управленческой грамотности руководителей всех уровней, поскольку решение актуальных задач отечественного здравоохранения в целом и областной стоматологии в частности требует определенных преобразований.

Учет особенностей субъектно–объектных воздействий, специфики разделения труда в отрасли, сети МО и СМО; оценка отраслевых системных взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей позволили разработать авторскую модель базовых преобразований и оптимальный алгоритм взаимодействия высшего руководства отрасли, главных врачей МО и СМО, руководителей структурных подразделений; определить зоны ответственности конкретных руководителей и направления повышения эффективности преобразований. Авторское видение необходимых базовых преобразований стоматологической службы Самарской области с определением центров ответственности на различных уровнях управленческой иерархии (вертикальная декомпозиция «сверху – вниз») представлено на рисунке 5.

 

Базовая

характеристика

преобразований

Специфика

проявления

Центры

ответственности

Министерство здравоохранения Самарской области

// СМО

Направление

повышения

эффективности

преобразований

Общее видение будущего

Ориентация деятельности на обеспечение доступности и повышение эффективности стоматологической медицинской помощи в регионе, сохранение стоматологического здоровья населению

Министр здравоохранения Самарской области

 

Главный внештатный специалист МЗ СО по стоматологии

Главный внештатный специалист МЗ СО по ЧЛХ                                                                              

Главный внештатный специалист МЗ СО по детской стоматологии

 

Главный врач СМО

Установление KPI Внедрение новых технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации

Ориентация на профилактику

Комплекс инициатив высшего руководства

Видение

Миссия

Стратегия

Тактика

Указания

Регламенты Унификация базовых процессов и процедур по направлениям деятельности

Информатизация

Министр здравоохранения Самарской области

 

Главный внештатный специалист МЗ СО по стоматологии

Главный внештатный специалист МЗ СО по ЧЛХ                                                                                                                                                            

Главный внештатный специалист МЗ СО по детской стоматологии

 

Заведующий ОМО ГБУЗ «Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника»

 

Главный врач СМО

 

Заместитель главного врача СМО по ОМО

 

Заместители главного врача СМО по направлениям деятельности

Мониторинг качества оказания медпомощи

Аудит персонала

Аудит организационного документооборота Совершенствование организационно- распорядительной и нормативной документации

Разработка индикаторов и целевых установок

Установление KPI

Министр здравоохранения Самарской области

 

Главный внештатный специалист МЗ СО по стоматологии 

Главный внештатный специалист МЗ СО по ЧЛХ                                                                                                                                                           

Главный внештатный специалист МЗ СО по детской стоматологии

 

Главный врач СМО

 

Заместители главного врача СМО по направлениям деятельности

Мониторинг исполнения KPI Коррекция отклонений

Рисунок 5. Базовые характеристики преобразований стоматологической службы Самарской области «сверху – вниз»

Figure 5. Basic characteristics of the transformations of the dental service of the Samara region "top-down"

Авторское видение базовых преобразований стоматологической службы Самарской области «снизу – вверх» на уровне СМО представлено на рисунке 6.

Базовая

характеристика преобразований

Специфика

проявления

в организации

Центр

ответственности

Направление

повышения

эффективности

преобразований

Масштабы

Структурные подразделения СМО

Руководители структурных подразделений (заведующие отделениями)

Мониторинг базовых направлений деятельности, включая аудит бизнес–процессов

Цели

Повышение эффективности деятельности каждого сотрудника, конкретного структурного подразделения в соответствии с KPI и всех структурных подразделений по базовым направлениям деятельности

Руководители структурных подразделений

Распределение полномочий и ответственности в части достижения KPI структурными подразделениями и сотрудниками  (персонификация KPI)

Процесс

Разработка унифицированных положений, регламентов

Главный врач СМО

 

Заместитель главного врача СМО по ОМО

 

Руководители структурных подразделений

Развитие инструментов мотивации в соответствии с KPI сотрудников, структурного подразделения (с учетом целей и направления деятельности) и МО в целом

Цикличность

По мере необходимости, но не реже одного раза в год

Главный врач СМО

 

Заместитель главного врача СМО по ОМО

 

Руководители структурных подразделений

Обновление локальных нормативных актов (ЛНА)

Рисунок 6. Базовые характеристики преобразований на уровне СМО «снизу – вверх»

Figure 6. Basic characteristics of transformations at the level of SMO "bottom-up"

Эффективность базовых преобразований обеспечивается мониторингом качества оказания медицинской помощи, исполнения KPI, аудитом персонала и организационного документооборота (организационно–распорядительной и нормативной документации) и своевременными управленческими воздействиями по коррекции отклонений в контексте тотального управления качеством (TQM) и цикла PDCA Э. Деминга [5 – 12].

Предложенная декомпозиция стратегических целей и задач позволяет определить приоритет и вектор развития, расставить ключевые ориентиры, определить масштаб необходимых и достаточных изменений, мотивировать работников к достижению цели.

Заключение

В работе представлена декомпозиция краткосрочных стратегических качественных целей и задач стоматологической службы Самарской области. Декомпозиция целей и задач стоматологической службы Самарской области, определение конкретных задач по направлениям деятельности, закрепление ответственности обеспечит единство стратегических и тактических, экономических и социальных ориентиров развития отрасли, регионов, медицинских организаций, руководителей здравоохранения любого уровня и работников учреждений.

Результаты, полученные авторами, способствуют развитию отечественного здравоохранения, увеличению человеческого капитала, укреплению общественного здоровья, улучшению качества трудовой жизни и качества жизни населения РФ и решению социально значимой проблемы, связанной с повышением эффективности и доступности отечественного здравоохранения для населения за счет применения актуальных инструментов стратегического, процессного и программно–целевого менеджмента, совершенствования технологий управления и максимального использования потенциала отрасли.

Результаты исследования соответствует национальным, отраслевым и организационным ценностям и возможностям и могут использоваться другими регионами и учреждениями здравоохранения. Практические рекомендации обеспечат доступность и надлежащее качество медицинской помощи всем категориям граждан, медицинскую, социальную и экономическую эффективность отрасли в ходе реформирования здравоохранения Российской Федерации и могут использоваться руководителями других медицинских организаций, поскольку будут способствовать увеличению человеческого капитала страны, повышению качества жизни населения, продлению активного долголетия.

×

About the authors

Yulia A Shukhorova

Samara State Medical University, Samara, Russia

Author for correspondence.
Email: soksp2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3289-3993

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry of the Samara State Medical University

Russian Federation

References

  1. Becker G. Human Capital. New York; 1975.
  2. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. New York: Economics; 1964.
  3. Национальный проект «Здравоохранение». Доступно по:
  4. http://government.ru/rugovclassifier/831/events/
  5. Descartes R. Reasoning about the method. M.: AST; 2020. (In Russ.). Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: АСТ; 2020.
  6. Drucker P. Management practice. Translated from English M.: ID Williams; 2007. (In Russ.). Друкер П. Практика менеджмента. Пер. с англ. М.: ИД Вильямс; 2007.
  7. Grove E.S. Highly effective management. Translated from English by M.: Information and Publishing House «Filin»; 1996. (In Russ.). Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. Перевод с англ. М.: Информационно–издательский дом «Филинъ»; 1996.
  8. Porter M. How to achieve a high result and ensure its sustainability. M.: Alpina digital; 2016. (In Russ.). Портер М. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина диджитал; 2016.
  9. Deming E. The way out of the crisis. A new paradigm of managing people, systems and processes. Alpina Publisher. 2022. (In Russ.). Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Альпина Паблишер. 2022.
  10. Kaplan R., Norton D. Balanced scorecard. M.: Olympus – Business; 2004. (In Russ.). Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп – Бизнес; 2004.
  11. Goldratt E., Cox J. Goal: a process of continuous improvement. Medley; 2023. (In Russ.). Голдратт Э., Кокс Дж. Цель: процесс непрерывного улучшения. Попурри; 2023.
  12. Aguilar, F.J. (1967) Scanning the Business Environment. Macmillan; 1967.
  13. Christensen, C. Roland, Kenneth R. Andrews, Joseph L. Bower, Richard G. Hamermesh, and Michael E. Porter. Business Policy: Text and Cases. R. D. Irwin; 1973.
  14. Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Доступно по:
  15. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/pervichka
  16. Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». Доступно по:
  17. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/onko
  18. Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Доступно по:
  19. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/detstvo
  20. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Доступно по:
  21. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry
  22. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Доступно по:
  23. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/tsifra
  24. Федеральный закон № 5 – ФЗ от 12.03.1995 года «О ветеранах». Доступно по:
  25. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/
  26. Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Доступно по: https://www.samregion.ru/documents/laws/169-gd-ot-28-12-2004
  27. Приказ Минздрава РФ № 786н от 31 июля 2020 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях». Доступно по: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386935 https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386935
  28. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями». Доступно по:
  29. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=217427
  30. Trunin D.A., Kuzmina N.M., Shukhorova Yu.A. Analysis of the indicators of the adult population of the Samara region for major dental diseases in the period from 2011 to 2020. Russian Dentistry. 2023; 3:71–76. (In Russ.). [Трунин Д.А., Кузьмина Н.М., Шухорова Ю.А. Анализ показателей обращаемости взрослого населения Самарской области по поводу основных стоматологических заболеваний в период с 2011 по 2020 год. Российская стоматология. 2023; 3:71–76].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) Shukhorova Y.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-65957 от 06 июня 2016 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies