Использование системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в формировании онконастороженности в практике врачей-оториноларингологов в Оренбургской области



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель - отразить вопросы практического применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения медицинских работников по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Вопросы онконастороженности в практике врачей-оториноларингологов». Актуальность разработки и реализации программы для Оренбургской области имеет особое значение: показатель онкозаболеваемости в регионе превышает среднее значение по России. Результаты. Программа повышения квалификации разработана профессорско-преподавательским составом кафедры оториноларингологии Оренбургского государственного медицинского университета и предназначена для специалистов, имеющих сертификат по специальности «Оториноларингология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Программа включает в себя учебные материалы, входные тестовые задания, позволяющие определить исходный уровень знаний специалистов в вопросах раннего выявления злокачественных новообразований лор-органов, и итоговый рубежный контроль. Выводы. Программа позволяет врачам-оториноларингологам повысить уровень профессиональных компетенций по вопросам онконастороженности при злокачественных новообразованиях и реализуется в информационной образовательной среде университета на основе платформы «1С: Образовательная организация» с начала текущего года.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ Совместная работа органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в сфере охраны здоровья граждан в Оренбургской области, института главных внештатных специалистов, профессорскопреподавательского состава ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России и специалистов здравоохранения, направленная на повышения компетенции врачей-оториноларингологов по вопросам онконастороженности, стала возможна благодаря трем основным факторам. Во-первых, для Оренбургской области реализация проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» имеет особую актуальность, поскольку показатель «онкозаболеваемость» на 100 тыс. населения превышает средний по Российской Федерации [1]. При этом в регионе отмечается ежегодный рост заболеваемости населения злокачественными новообразованиями. В 2018 году в Оренбургской области зарегистрировано свыше 9,8 тыс. новых случаев злокачественных новообразований [2]. Годовой прирост заболеваемости злокачественными новообразованиями по сравнению с 2017 годом составил 3,2%. Несмотря на то что в последние годы отмечается тенденция к уменьшению смертности от злокачественных новообразований гортани (в 2008 году - свыше 4,3 тыс. случаев, в 2018 году - чуть более 3,8 тыс. случаев), от злокачественных новообразований глотки идет увеличение смертности. В 56,4% диагноз злокачественного новообразования лор-органов выявлен на ранних стадиях болезни, при этом диагностика патологии лор-органов в более поздние сроки остается довольно высокой и составляет почти пятую часть от всех выставленных диагнозов. Стандарты ведения пациентов при подозрении на онкологические заболевания лор-органов известны и хорошо регламентированы. При этом важную роль играет наличие у медицинских работников онконастороженности, особенно это касается врачей первичного звена (терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-оториноларингологов), которые ведут прием в поликлинических условиях, и средних медицинских работников. Одной из мер, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи, является создание в муниципальных образованиях центров амбулаторной онкологической помощи (при соответствующей их кадровой укомплектованности). Во-вторых, в регионе активно внедряется система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Принцип «образование через всю жизнь» становится частью непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников [3, 4]. Основа государственного регулирования системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования была заложена в 2011-2012 гг. (Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В дальнейшем целый ряд ведомственных нормативно-правовых актов закрепил основные принципы работы системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций»; приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. №926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года»; приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. № 043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» и другие). В-третьих, совершенствовать профессиональные компетенции специалистов здравоохранения позволяет создание информационной образовательной среды как на федеральном уровне (модернизированный портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования), так и на базе университета (платформа «1С: Образовательная организация») [5]. Важной особенностью цифровой образовательной среды является то, что она может быть использована для индивидуального обучения и самообучения. Эта среда позволяет исключить субъективизм в оценке результатов освоения программы, обеспечить максимальную доступность (без отрыва от работы и командирования на обучение специалистов здравоохранения), оперативно актуализировать образовательные материалы, в том числе с использованием аудио- и видеоконтента. Таким образом, наличие востребованности образования и условий его получения врачами в Оренбургской области легли в основу программы дополнительного профессионального образования «Вопросы онконастороженности в практике врача-оториноларинголога». Программа была разработана и реализована кафедрой оториноларингологии Оренбургского государственного медицинского университета. ■ О ПРОГРАММЕ Программа предназначена для специалистов по профилю «Оториноларингология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Трудоемкость программы повышения квалификации составляет 36 часов. Программа прошла оценку на соответствие требованиям непрерывного медицинского и фармацевтического образования и обеспечена зачетными единицами (кредитами). Дистанционный курс «Вопросы онконастороженности в практике врача-оториноларинголога» был запущен в 2020 году на федеральном Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Программа «Вопросы онконастороженности в практике врача-оториноларинголога» разработана с использованием национальных руководств, клинических рекомендаций, стандартов, результатов научных исследований, с четким обозначением сроков оказания медицинской помощи пациентам с злокачественными новообразованиями лор-органов. Программа имеет модульный принцип строения. Он основан на разделении учебного материала на тематические блоки, включающие предварительное входное тестирование по теме текущего модуля с целью оценки исходного уровня знаний обучающегося и лекционный материал с иллюстрациями. Количество попыток выполнения входного тестового задания не ограничено, ограничено лишь время прохождения тестов. Результаты входного тестирования обучающихся вполне ожидаемо оказались не очень высокими: баллы варьировали от 38% до 56%. Для оценки степени усвоения учебного материала по окончании электронного учебного модуля обучающийся проходит итоговое тестирование, включающее около 50 тестовых заданий. Количество попыток и время выполнения итогового контроля ограничены. Результаты входных тестовых заданий рубежного контроля учитываются при определении итоговой оценки. Итоговое тестирование зачитывается при получении результата от 70% и выше. По завершении тестирования обучающийся получает отчет с результатами тестирования. Электронный ресурс действует так, чтобы у специалиста была возможность проанализировать допущенные ошибки и определить перечень вопросов, которые требуют более детального изучения. Обучающиеся находятся во взаимодействии с назначенным на курс преподавателем. Также возможно создание диалогового окна или использование почтового сервиса для ответа на вопросы преподавателем, что делает дистанционный курс более привлекательным для врачей. Программа повышения квалификации включает в себя шесть модулей: 1) общие вопросы онконастороженности и канцеропревенции; 2) вопросы онконастороженности при злокачественных новообразованиях носа и околоносовых пазух; 3) вопросы онконастороженности при злокачественных новообразованиях глотки; 4) вопросы онконастороженности при злокачественных новообразованиях гортани; 5) вопросы онконастороженности при злокачественных новообразованиях наружного и среднего уха; 6) современная концепция онкологической помощи при злокачественных новообразованиях органов головы и шеи. Обучение проходит на базе института профессионального образования ФГБОУ ВО Минздрава России на платформе «1С: Образовательная организация». Это позволяет врачам осваивать материал в комфортных условиях, в удобное время и с положительным результатом. Учебные модули программы доступны круглосуточно в информационной системе вуза в течение всего периода обучения. Кроме того, учебная презентация построена таким образом, что в ней есть возможность повтора лекции (чтобы у обучающегося была возможность законспектировать материалы модуля). ш ВЫВОДЫ Разработанная дополнительная программа повышения квалификации «Вопросы онконастороженности в практике врача-оториноларинголога» может быть включена в индивидуальный план повышения квалификации, который разрабатывает каждый медицинский работник на 5 лет, а ее успешное освоение позволит повысить качество оказания медицинской помощи пациентам с патологией лор-органов и значительно повысить уровень подготовки врачей-оториноларингологов по вопросам онконастороженности. W Конфликт интересов: все авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
×

Об авторах

Е. Д Луцай

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: elut@list.ru
д.м.н., профессор кафедры анатомии человека, директор института профессионального образования.

М. И Аникин

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой оториноларингологии.

Н. И Муртазина

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

ассистент кафедры оториноларингологии.

Список литературы

  1. Лаврина Н.Ю., Трушина Т.Д. Статистика онкологических заболеваний в России. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2017:57-59
  2. Шмелева Ю.С., Згурская А.С. Структура и динамика заболеваемости населения Оренбургской области злокачественными новообразованиями. Синергия Наук. 2019;36:364-369
  3. Алексеева М.В., Ваулин С.В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании. Смоленский медицинский альманах. 2016;2:51-55
  4. Волченко А.В., Буйлук Н.Ф. Непрерывное медицинское образование с использованием дистанционных технологий обучения как современный этап повышения квалификации медицинских работников. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016:108-111
  5. Луцай Е.Д. Современные подходы к организации учебного процесса по формированию онкологической активности у медицинских работников. Вестник Оренбургского государственного университета. 2019;3(221):41-48

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Луцай Е.Д., Аникин М.И., Муртазина Н.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-65957 от 06 июня 2016 г.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах